Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
      В тот период Главная школа была рассадником идей так называемых молодых 
или варшавских позитивистов. Исповедуя идеологию польской либеральной буржуазии,
 они ставили перед собой цель изменить существующие порядки в Польше и вывести 
ее на путь умеренного буржуазного прогресса. Идеи молодых сказались на раннем 
творчестве Сенкевича.
      Университетские занятия Генрик оставил в 1871 году, не сдавая 
заключительного экзамена по греческому языку. На жизнь он зарабатывал, работая 
в газетах.
      Первые его новеллы из цикла «Юморески из портфеля Воршиллы» (1872) по 
содержанию своему не выходили за рамки позитивистской проповеди. Но чем дальше, 
тем больше молодой писатель проявлял тяготение к образам колоритным и необычным.
 Так появляется «маленькая трилогия», во многом автобиографическая: «Старый 
слуга» (1875), «Ганя» (1876) и «Селим Мирза» (1877). Эти воспоминания о юности 
проникнуты лирическим настроением, грустью, сожалением о совершенных ошибках.
      В 1876 году Сенкевич отправился в Америку. Он обязался рассказать о своих 
впечатлениях в серии газетных корреспонденций, в частности – о всемирной 
выставке в Филадельфии. Писатель странствовал, охотился и знакомился с простыми 
американцами. Американские впечатления легли в основу нескольких рассказов и 
серию очерков, составивших цикл «Письма с дороги» (1876–1878).
      Вернувшись в 1879 году в Варшаву, Сенкевич публикует произведения о жизни 
простых поляков: «Из дневника познанского учителя» (1879), «Янкомузыкант» 
(1879), «Бартекпобедитель» (1882). Безусловно, лучшим произведением этой серии 
является новелла «Эскизы углем» (1876), которую Сенкевич написал еще в США «в 
дни острой тоски по родине». В «Эскизах углем» – этом маленьком шедевре – автор 
вводит читателя в глухую деревню, в среду забитого и темного польского 
крестьянства. Сочетание сатиры, гротеска и трагедии придало произведению 
большую художественную силу.
      Уровень мастерства, достигнутый Сенкевичем в новеллах, оценили многие 
критики. Один из них – Игнаций Матушевский писал: «Одно слово, но поставленное 
в надлежащем месте, одно на первый взгляд обыденное, но необычайно меткое и 
живописное сравнение, одно прилагательное, как бы нехотя присоединенное к 
существительному, – и перед нашими глазами сразу встает выпуклый и живой 
персонаж, рисуется образ, ситуация, сцена».
      Рассказы, созданные Сенкевичем до 1882 года, принадлежат к числу лучших 
его достижений в этом жанре. Он и в последующие годы будет писать новеллы, 
очерки, притчи и юморески, но излюбленной литературной формой будет уже роман.
      В 1881 году Сенкевич женился на Марии Шеткевич, дочери шляхтича, 
владельца богатого литовского имения. В 1882 году у них появился на свет сын 
ГенрикЮзеф, а в следующем году – дочь Ядвига.
      В 1882 году Генрик стал редактором консервативного журнала «Слово» и 
занимал этот пост до середины 1887 года. В историю литературы этот журнал вошел 
благодаря произведениям Сенкевича. Так, со 2 мая 1883 года по 1 марта 1884 года 
здесь впервые опубликовали роман «Огнем и мечом». Известность он приобрел 
огромную, вызвал споры, похвалы и нападки. В аристократических салонах ставили 
модные тогда «живые картины», используя сцены из этого романа.
      После «Огнем и мечом» появляются «Потоп» (1886) и «Пан Володыевский» 
(1887), в которых Сенкевич стремится воссоздать в художественной форме события 
в Польше XVII века. Так родилась историческая трилогия, действия в которой 
происходили с 1647 по 1673 год.
      Сенкевич так объяснил, почему ушел из современности в историю: «Не лучше 
ли, не здоровее ли – вместо того чтобы рисовать нынешнее состояние умов, 
нынешних людей, их бедность, несогласие с самими собою, тщетные потуги и 
бессилие, – показать обществу, что были времена еще худшие, более страшные и 
отчаянные, но, несмотря на это, наступило возрождение и спасение. Первое может 
окончательно расхолодить и привести в отчаяние, второе – прибавляет сил, питает 
надежду, будит желание жить».
      Несмотря на успех произведений, финансовое положение писателя далеко не 
сразу изменилось к лучшему, хотя книгоиздатели наживали на нем немалые деньги.
      В личной жизни Сенкевича в 1885 году постигло несчастье – умерла жена. 
Спустя восемь лет писатель вновь женился – теперь на юной Марии Володкович. 
Брак был непрочным, и через два с небольшим года их союз распался.
      Сенкевич много путешествовал, лечился на заграничных курортах, бывал в 
европейских столицах, и в Египте, и на острове Занзибар.
      С конца восьмидесятых годов писатель снова обратился к современной 
тематике и создал романы «Без догмата» (1889–1890) и «Семья Поланецких» 
(1893–1894). Вообще социальнобытовые романы писателя менее удачны, нежели 
исторические. Выше других оценивался критикой роман «Без догмата».
      «Детальностью и завершенностью психологического анализа, мастерским 
воспроизведением движений души в целом богатстве оттенков роман существенно 
обогатил польскую литературу, – считает Б. Стахеев. – Сам автор говорил, что 
хочет воссоздать «кусочек души сложной и больной, но подлинной», изобразить 
человеческую натуру «глубже, чем она обычно берется, особенно в польских 
романах»».
      С марта 1895го по февраль 1896 года Сенкевич работал над новым 
историческим романом «Камо грядеши». О том, как возник замысел романа, писатель 
позднее рассказывал так:
      «Это было следствие разных причин. У меня была многолетняя привычка перед 
сном перечитывать древних римских историков. Я делал это не только из любви к 
истории, которой всегда весьма интересовался; но также изза латыни, которую я 
не хотел забывать. Эта привычка позволяла мне без труда читать латинских поэтов 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-