Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
эгоизмом. Мир задыхается. Распахнем же окна! Впустим вольный воздух! Пусть нас 
овеет дыханием героев!»
      Именно утверждение героического начала – доминанта в творчестве Роллана, 
и оно определило его особое, высокое место во всей литературе прошедшего века.
      Ромен Роллан родился 29 января 1866 года в городке Кламси на юге Франции. 
Среди его предков были участники французской революции 1789 года.
      Его отец, Эмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать – 
Антуанетта Мари Куро – весьма простой и набожной женщиной. И, тем не менее, 
именно по ее желанию в 1880 году семья переехала в Париж, чтобы сын мог 
получить хорошее образование.
      С ранних лет мать научила его играть на пианино. Ромен полюбил музыку, и 
прежде всего Бетховена. Это увлечение сохранялось у мальчика и в то время, 
когда он учился в лицее Людовика Великого. В 1886 году Роллан поступил в одно 
из самых престижных высших учебных заведений – «Эколь Нормаль сюперьер» (Высшую 
Нормальную школу). Подчиняясь желанию матери, он изучал общую историю и историю 
искусств.
      Изучая философию, он познакомился с трудами Спинозы. Он покорил юношу 
«стихийным реализмом» и призывом к людскому братству. «Озарением во мраке 
туннеля» назвал Роллан свое открытие творчества Льва Толстого – в 1886 году он 
прочитал «Войну и мир». Из философии великого писателя Ромен извлек главное: 
«Роман не имеет ни начала, ни конца, как и сама жизнь. Это и есть сама жизнь, 
беспрестанно шагающая вперед».
      В 1889 году Ромен, получив диплом преподавателя, уехал на несколько лет в 
Рим, где изучал историю в «Эколь Франсез». После ее окончания в 1891 году, он 
собирался заняться научнопедагогической деятельностью. Вернувшись в Сорбонну, 
Роллан действительно несколько лет читал курс истории музыки. По его 
предложению здесь даже была учреждена кафедра музыкознания.
      В Париже Роллан написал несколько пьес.
      В 1892 году он женился на Клотильде Бреаль, дочери знаменитого филолога. 
Вместе они отправились в Рим для того, чтобы Ромен смог завершить докторскую 
диссертацию.
      Они вернулись в 1893 году в Париж, и через два года Роллан защитил 
докторскую диссертацию по музыке на тему «Происхождение современного 
лирического театра: история оперы в Европе до Люлли и Скарлатти». Научный труд 
Роллана оказался настолько интересным, что после защиты диссертации специально 
для него в Сорбонне была учреждена кафедра истории музыки. В течение следующих 
семнадцати лет Роллан совмещал занятия литературой с преподаванием в Сорбонне и 
Высшей Нормальной школе.
      Литературный путь Роллана начался с драматургии. Поскольку он находился 
под влиянием Шекспира и интересовался «героическими» эпохами, то начал писать 
не отдельные пьесы, а целые циклы: «Все события, общественные или домашние, 
оборачивались драматическими произведениями».
      «В раннем творчестве Роллана поиски героического связаны с его 
религиозными убеждениями… – пишет Ф.С. Наркирьер. – Драмой «обращения к Богу» 
является первая опубликованная (1897) пьеса Роллана «Святой Людовик» (вместе с 
двумя другими драматургическими произведениями «Аэрт» (поставленной в 1898 
году) и «Торжество разума» (поставленной в 1899 году) пьеса составила цикл 
«Трагедии веры»).
      Современному обществу, зараженному меркантилизмом, отравленному 
скептицизмом, Роллан противопоставляет эпоху средних веков как время 
бескорыстных героических свершений».
      Но уже в 1895 году Роллан написал в дневнике: «Едва закончил мою 
католическую драму, как уже чувствую в себе душу вольнодумца и бунтаря».
      На рубеже веков Роллан сформировал свою концепцию нового искусства, 
поскольку считает, что в новом обществе должна быть и иная культура. Конечно, 
легче всего ее было создавать на образцах прошлого. И Роллан создает целый цикл 
пьес, посвященных Великой французской революции: «Волки» (1898), «Торжество 
разума» (1899) (первоначально входила в другой цикл), «Дантон» (1900), 
«Четырнадцатое июля» (1901).
      В 1903 году появилось программное произведение писателя «Народный театр». 
Здесь Роллан сформулировал свое кредо: «Надо создать Театр для Народа, творимый 
Народом».
      Поиск своего героя привел Роллана к жанру биографии. Писатель задумал 
создать цикл биографий замечательных людей, в том числе: Мадзини, Гарибальди, 
Шиллера, Лазара Гоша, Томаса Пейна, Вобана. В итоге в цикле «Героические жизни» 
были написаны: «Жизнь Бетховена» (1903), «Жизнь Микеланджело» (1906), «Жизнь 
Толстого» (1911).
      Биографию Бетховена писатель создал как своеобразный вызов отчаянию, 
охватившему его в 1901 году, после ухода от него горячо любимой жены.
      И. Лилеева отмечает: «Для творческого развития писателя особое значение 
имела книга «Жизнь Бетховена» – первая из его книг о великом немецком 
композиторе и гражданине. Бетховен – любимый герой Роллана, и на протяжении 
всей жизни он будет для писателя высшим примером героизма, идеалом человека, 
воплотившего победу духа над всеми жизненными невзгодами. Ни бедность, ни 
одиночество, ни глухота, ни равнодушие окружающих, ничто не могло сломить 
Бетховена. Преодолевая несчастья и страдания, он прославляет радость борьбы и 
создает в конце своей жизни «Девятую симфонию», завершающуюся торжествующей 
одой «К радости». Слова Бетховена: «Через страдание к радости» – стали девизом 
жизни и творчества Роллана. Изнеженной, болезненной литературе декаданса он 
смело противопоставил образ бунтаря».
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-