|
На этой картине Эйзенштейн подружился с великим композитором Сергеем
Прокофьевым. Режиссёр был увлечён проблемой синтеза музыки и пластики. В
«Александре Невском» эта задача была решена, фильм без музыки проиграл бы.
«Эмоциональная „музыка изображения“ и пейзажа, та „неравнодушная природа“,
которой мы добиваемся на протяжении всей нашей работы, — писал С. Эйзенштейн, —
здесь естественно слилась в единую гармонию с теми исключительно пластическими
элементами, которыми блещет глубокоэмоциональная музыка Сергея Прокофьева».
Впрочем, популярная сюита «Александр Невский», написанная Прокофьевым на основе
музыки к фильму, вошла в репертуар симфонических концертов и прекрасно
исполняется отдельно.
В ноябре 1938 года «Александр Невский» был показан на общественном
просмотре в Московском Доме кино, а в первых числах декабря обошёл экраны
страны.
Интерес к фильму был огромен. 24 декабря 1938 года под заголовком
«Загадка Невского» Эйзенштейн записывает: «Упорство, с которым идут по дватри
раза даже те, кто с первого раза недоволен…»
Зритель картину принял. В прессе появилось более ста восторженных
рецензий.
Фигуры главных действующих лиц — Невского (Н. Черкасов), Васьки Буслаева
(Н. Охлопков), Гаврилы Олексича (А. Абрикосов). Амелфы Тимофеевны (В.
Массалитинова), кольчужника (Д. Орлов) — даны режиссёром крупным планом,
былинно. Актёры сыграли свои роли в соответствии с общим замыслом и стилем
картины.
«ВОЛГАВОЛГА»
«Мосфильм», 1938 г. Сценарий М. Вольпина, Н. Эрдмана, Г. Александрова.
Режиссёр Г. Александров. Оператор Б. Петров. Художник Г. Гривцов. Композитор И.
Дунаевский. В ролях: Л. Орлова, И. Ильинский, П. Оленев, В. Володин, А.
Тутышкин, С. Антимонов, М. Миронова, Н. Кондратьев, А. Долинин, В. Санаев, И.
Чувелев, Толя Шалаев.
В 1938 году на экраны страны вышла третья комедия Александрова
«ВолгаВолга». На этот раз сатирическая. Посвяшена она самодеятельному
искусству. Маленький городок на Волге полон народных талантов. Но бюрократ
Бывалов делает всё возможное, чтобы помешать развитию молодых талантов.
«В то время появился лозунг биться за самодеятельность, — вспоминал
Александров. — Самодеятельному творчеству масс уделялось большое внимание. А
многие не понимали его значения как формы общественной деятельности, как одного
из путей направления энергии и инициативы народа в творческое русло. Главным
препятствием на пути самодеятельности, как указывалось, был бюрократизм».
Большая часть съёмок происходила на натуре. Из Московского речного порта
вышла целая флотилия. На небольшом пароходе «Памяти Кирова» были размешены
участники экспедиции. Буксир вёл игровой пароход «Севрюгу» и игровую баржу. Из
Южного порта группа поплыла по Москвереке и Оке к Горькому (ныне Нижний
Новгород), где и начались съёмки.
Затем пошли на Каму, где около Сарапула прошли съёмки ряда объектов.
Следующий комплекс съёмок находился близ Перми. Здесь на плотах съёмочная
группа поднялась в верховья реки Чусовой. Затем группа направилась вниз по Каме
и по дороге, опять главным образом у Сарапула, доснимали ряд сцен, выплыли на
Волгу и у Жигулей закончили экспедиционную часть съёмок.
В октябре—ноябре Александров уже на Московском море и канале Москва —
Волга успел захватить последнее солнце и доснять всю нужную ему натуру.
…В Мелководске что ни находка, то самоцвет. И водовоз дядя Кузя,
распевающий свои ставшие знаменитыми куплеты о пользе воды, и квартет поваров,
играющих на кастрюльках, ложках, шумовках, и официант, сервирующий обед
оперными ариями, и милиционер со своим колоратурным свистком — все это весело,
смешно, наполнено озорной музыкальной эксцентрикой.
Бывалов раскрывается сразу, в нескольких репликах, обращённых к
посетителям и секретарше, которую блистательно играла молодая Мария Миронова.
Как антитеза Бывалову в комедии выведен привлекательный образ
девушкиписьмоносицы Дуни Петровой, по прозвищу Стрелка. Певунья, заводила,
выдумщица, она становится душой фильма.
Вначале действие ведёт одна Стрелка. Пока Бывалов сокрушительно деловой
походкой следует с берега Волги к себе в кабинет, она доказывает ему, что в их
городе Мелководске множество талантов. Она рассказывает Бывалову, что некая
Симка замечательно поёт арию Татьяны, и сама поёт эту арию; она втолковывает
Бывалову, что некий Мишка отлично читает стихи, и сама читает отрывок из
«Демона»; она убеждает Бывалова в том, что некий Гришка отлично пляшет, и тут
же проделывает несколько неотразимых колен лезгинки.
Любовь Орлова в этой роли пленяет и блеском исполнения музыкальных
номеров, и драматическим талантом. «Это моё режиссёрское счастье, что в фильме
„ВолгаВолга“ снималась Любовь Орлова, которая могла делать все, — отмечал
Александров. — В фильме она превосходно поёт, пляшет, читает, но при всём при
том остаётся письмоносицей Стрелкой — милой, простодушной Дуней Петровой,
которая самозабвенно влюблена в искусство и непоколебимо уверена в творческих
силах своих друзей. В роли Стрелки Любовь Орлова раскрыла замечательное
качество своего дарования — умение сочесть эксцентрически комедийный внешний
рисунок роли с подлинным лирическим чувством, с правдой человеческих
переживаний».
|
|