|
правительство было вынуждено разрешить демонстрацию фильма, но выпустило его на
экраны с купюрами.
В подготовке премьеры «Потёмкина» в Берлине принял участие и Эйзенштейн.
Находясь в Берлине, режиссёр несколько дней работал с композитором Эдмундом
Майзелем, который написал специальную партитуру для музыкального сопровождения
фильма во время его демонстрации.
Премьера «Потёмкина» в Париже состоялась в ноябре 1926 года, на закрытом
просмотре, устроенном «Киноклубом Франции» в кинотеатре «Артистик» на улице Дуэ.
На просмотре присутствовали фактически только кинематографисты. По окончании
просмотра большинство зрителей аплодировали стоя. Среди самых больших
энтузиастов, смотревших фильм со слезами на глазах, оказались многие лучшие
французские режиссёры.
«Броненосец „Потёмкин“» оказал своё влияние даже в тех странах, где у
власти стояли диктаторские режимы. В Италию прибыла одна копия фильма, но
просмотры устраивались только для строго избранной публики и кинематографистов.
И именно на «Потёмкине» формировалось мировоззрение зачинателей неореализма.
В Америке «Броненосца» пыталась обезвредить цензура, но и в изрезанном
виде он действовал на умы и сердца. Большими поклонниками фильма были Дуглас
Фэрбенкс и Мэри Пикфорд. Американская киноакадемия признала «Броненосец
„Потёмкин“» лучшим зарубежным фильмом 1926 года.
«Вот теперь я в первый раз готов признать, что театр должен уступить
дорогу кино», — сказал великий театральный режиссёр Макс Рейнгардт после
просмотра шедевра Эйзенштейна.
Критики разных стран сравнивали «Броненосец „Потёмкин“» по уровню с
«Илиадой» и с Девятой симфонией Бетховена, и среди прочего был высказан призыв
присудить этому фильму специальную Нобелевскую премию по кино…
«МАТЬ»
«МежрабпомРусь», 1926 г. (озвучен в 1935 г.). Сценарий Н. Зархи (по
одноимённой повести М. Горького). Режиссёр В. Пудовкин. Оператор А. Головня.
Художник С. Козловский. В ролях: В. Барановская, Н. Баталов, А. Чистяков, А.
Земцова, И. КовальСамборский, В. Пудовкин.
Вслед за фильмом «Броненосец „Потёмкин“» появляется второй шедевр
советского кино — «Мать» Всеволода Пудовкина. Это тоже фильм о событиях первой
русской революции, но сделанный в ином ключе, положивший начало другому
творческому течению в отечественном кино — искусству психологической социальной
драмы.
Вот что писал о фильме режиссёр Михаил Ромм, присутствовавший на первых
просмотрах картины:
«…В те годы мне больше понравилась „Мать“. Она сразу легла на сердце,
как песня, как материнское слово, суровое и простое. Такой и должна быть
правда…
Много мудрых уроков преподала «Мать» советской кинематографии, но
величайший из этих уроков — это видение огромного мира через человека».
Всеволод Пудовкин пришёл в кино в 1920 году уже зрелым человеком. За его
плечами были физикоматематический факультет Московского университета, фронт,
ранение, побег из немецкого плена, работа на химическом заводе. Увлёкшись кино,
Пудовкин со свойственной ему горячностью берётся за изучение нового дела. В 1й
Госкиношколе у В. Гардина, а затем в мастерской Л. Кулешова он пишет сценарии,
рисует эскизы и строит декорации, ставит отдельные сцены, монтирует фильмы,
выступает как актёр эпизодических и главных ролей.
Путь в режиссуру он начал постановкой короткометражки «Шахматная
горячка». Вслед за ней ставит научнопопулярный фильм «Механика головного
мозга». Наконец Пудовкин берётся за свой первый полнометражный художественный
фильм.
Это была идея Н. Эфроса — поставить «Мать»: межрабпомовцы хотели
продолжить опыт «Поликушки» и «Коллежского регистратора», использовать
экранизацию горьковской повести для поисков новых форм драматургии фильма и для
привлечения в кинематограф крупных театральных актёров. Постановку должен был
осуществить Ю. Желябужский, сценарную разработку — Н. Зархи, молодой сотрудник
студии, член её литературнохудожественного бюро, до этого дебютировавший в
кино сценарием «Особняк Голубиных».
Фильм мыслился как бытовая драма, в центре которой стоит Михаил Власов
(на его роль приглашался И. Москвин) — отсталый рабочий, в ком непрерывные
удары жизни вызывают неизбывную тоску. Власов постепенно становится нелюдимым,
жестоким человеком.
Одно время на студии было даже намерение дать фильму другое название —
«Отец». По ходу сценария в этом варианте Ниловна становилась жертвой шальной
пули в кабаке, а весь сложный процесс перестройки сознания и прихода к
революции «передавался» Власовуотцу. Не последнюю роль в появлении такого
проекта играло то обстоятельство, что Желябужский не мог найти актрису на роль
Ниловны. Однако эта постановка не состоялась.
У перешедшего в «МежрабпомРусь» Пудовкина не было готовых планов.
Тогдато один из руководителей организации Моисей Алейников и предложил
молодому режиссёру заняться экранизацией «Матери». Предложение Алейникова
явилось для Пудовкина полной неожиданностью, он был убеждён, что кинематографу
нужны оригинальные сценарии и писать их должны люди, умеющие мыслить кадрами и
монтажными фразами. Тем не менее Пудовкин включается в сценарную разработку
|
|