|
бумагами, но и товарами. Его торговая сеть была столь широкой, что он стал, по
его собственным словам, «хорошо известным в коммерческих делах Северной
Америки».
Самая распространенная легенда о его щедрости относится к КолНидре 1779
г., когда к Саломону прискакал гонец от генерала Вашингтона. Генерал сообщал,
что войска уже несколько месяцев не получали оплаты, армия готова была
разбежаться, а британцы наступали. В самую святую ночь для соблюдающих обряды
иудеев Саломон собрал среди прихожан заем в 400 тысяч долларов. Его собственный
взнос составил 240 тысяч. Вашингтон смог тогда выплатить задолженность по
зарплате солдатам и выступил в поход.
Кто знает, победил бы Вашингтон в войне без займа Саломона. Ясно другое:
Хаим Саломон, называвший себя брокером финансового ведомства, оказался
«полезным для общественных дел» в момент отчаянной нужды в американской истории.
ИОХАНАН БЕНСАККАЙ
(? – ок. 80)
Легенда гласит, что во время осады Иерусалима римлянами в 70 г. ученики
тайно, в гробу вынесли его из города. Еврейские повстанцы – зилоты блокировали
город и никого не пропускали. Спасенный учитель был заместителем главы
синедриона, раввином Иоханан бенСаккаем.
Саккай был противником восстания. Он верил не в мессианизм, а в ученость.
Ему справедливо приписывают сохранение иудаизма, основанного не на культе
жертвоприношения в Храме Иерусалима (разрушенном римскими легионами), а на
крепости Торы и закона Моисеева.
Многие евреи того времени считали его предателем. После бегства из
Иерусалима Саккай рискнул явиться в лагерь римского полководца Веспасиана.
Довольный пленением столь видного иудейского деятеля, Веспасиан принял его.
Раввин попросил предоставить ему убежище от зилотов и предсказал, что Веспасиан
станет цезарем. «Отдай мне Иавнею и местных мудрецов», – попросил раввин.
Римский полководец (вскоре действительно провозглашенный своими войсками
императором) удовлетворил его просьбу о крепости близ побережья к западу от
Иерусалима под названием Иавнея (рядом с современной Яффой).
Пользуясь поддержкой римских властей, Иоханан бенСаккай устроил на
верхнем этаже дома и в прилегающем винограднике в Иавнее академию для изучения
иудейского закона. Впервые за сотни лет Иавнея стала центром иудейской мысли
вне Иерусалима. Именно в Иавнее состоялись первая кодификация закона Моисеева и
– самое важное в истории западной цивилизации – окончательная редакция Ветхого
Завета. Навсегда были зафиксированы события иудейского календаря, включая
чудесные праздники (Пасха, Пурим и др.) и святые дни. Раввинский суд в Иавнее
был для местного населения советом для принятия решений и образцом правления в
последовавшие трудные века.
Погружение в сердцевину иудаизма, подальше от бесполезных сражений с
превосходящими силами военных держав, от власти центрального Храма в Иерусалиме
и от фанатической тоски по Мессии, дало религии новое начало. Иоханан
бенСаккай призывал евреев не торопиться с разрушением языческих алтарей. Если
сажаешь дерево и ктото прибегает к тебе и говорит, что Мессия пришел, закончи
посадку и только тогда иди и посмотри. Не надо больше никаких боев, никаких
ритуалов жертвоприношения, никакого государства – призывал он, – только учеба.
В черные столетия вплоть до эпохи Возрождения возникнут и погибнут бесчисленные
цивилизации. Евреи выживут, и одним из вдохновляющих их примеров служил Иоханан
бенСаккай.
После катастрофического восстания Симона БарКохбы в следующем столетии
прекратила свое существование академия в Иавнее, ставшей сначала западным
пригородом Галилеи, пережившей правление многих поколений семей властных
патриархов и погребенной затем песками в результате войн и разрушений. Но
установленная академией форма раввинского правления и внимание к изучению и
записыванию, т. е. сохранению того, что было в основном устной традицией,
обеспечили развитие образа жизни евреев и их влияние на мир.
АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ
(1874–1951)
Австрийский композитор Арнольд Шёнберг считал себя музыкальным Моисеем.
Шёнберг проповедовал своим ученикам законы музыки, выработанные им почти по
наитию свыше. Из прошлого он брал только те музыкальные приемы, которые считал
необходимыми для будущих творений. Шёнберг утверждал, что, только строго следуя
его инструкциям, верующий сможет достичь Земли Обетованной идеально
упорядоченных гармоний, мелодий и диссонансов.
В начале 1920х гг. Шёнберг, чувствуя, что исчерпал традиционные
концепции мелодии и гармонии, разработал метод музыкальной композиции,
названный позже «12тоновой системой» или «додекафонией».
Композиции Шёнберга и многих из его последователей отражали его учение.
Он считал, что каждый тон обладает собственным экспрессивным значением, не
зависящим от традиционных гамм или мелодических образов. Он считал, что
|
|