Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Майкл Шапиро - 100 великих евреев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
      
МАРК РОТКО
      
      
(1903–1970)
      
      Через четырнадцать лет после трагической смерти Джэксона Поллока в 
страшной автокатастрофе в ИстХэмптоне на южной оконечности острова ЛонгАйленд 
его великий соперник Марк Ротко совершил самоубийство в НьюЙорке, перерезав 
себе вены на кистях и спустив свою кровь в раковину. Ротко говорил друзьям, что 
в то время, как никто не мог доказать окончательно, была ли смерть Поллока 
самоубийством, всем все будет понятно, когда он, Марк Ротко, завершит свой 
жизненный путь.
      После смерти Поллока его жена, художница Ли Краснер похоронила его под 
большой скалой на местном кладбище недалеко от места его гибели. Благодаря 
известности Поллока и сенсационности его смерти (в автокатастрофе погибла еще 
одна молодая женщина, а его любовница была выброшена из машины в кусты и 
спаслась) могила Поллока на кладбище «Зеленая речка» стала своеобразным местом 
сбора деятелей мира искусств – мертвых и живых. Как мрачно выразился один 
местный житель, «все умирают, чтобы попасть сюда». Останки поэта Франка О'Хары 
и художников Эда Рейнхардта (повесился) и Стюарта Дэвиса захоронены рядом с 
Поллоком как бы в окончательном сборнике «Кто есть кто среди послевоенных 
деятелей искусства».
      Ротко же был похоронен его другом художником Теодоросом Стамосом на 
небольшом погосте на северном окончании ЛонгАйленда. Стамос построил эффектный 
дом на сваях рядом с утесами, выходящими на пролив ЛонгАйленд. Он сделал 
эффектный жест (коекто считает, что он был нацелен на Поллока) и выбрал не 
столь модный и спокойный городок на северной оконечности для последнего 
успокоения Ротко. Надгробный камень был скромнее большого валуна Поллока. Ротко 
успокоился в окружении чужаков, далеких от мира искусств.
      Хотя многие считают Джэксона Поллока ведущим представителем ньюйоркской 
школы абстрактного экспрессионизма, Марк Ротко остается ее самым человечным и 
экспрессивным поборником. В жизни и смерти Ротко стоит в стороне от остальных 
абстрактных художников. Как Поллок освободил линию от ограничений известных 
форм, влив в свои полотна новооткрытые, энергию и дух, Ротко добился равного 
успеха в освобождении цвета от реалистических пределов. В 1950е и 1960е гг. 
он выразил в серии новаторских полотен силу чистого цвета, призванного 
пробудить глубоко прочувствованные эмоции, торжественность и величавость. 
Освобождение им цвета от узнаваемых схем навечно повлияло на то, как создается 
и воспринимается искусство.
      Работу художника лучше воспринимать, нежели писать о ней. Вообразите 
большое полотно с блоками цвета, плывущими навстречу друг другу горизонтальными 
дуэтами, трио и квартетами. Все представляется таким простым и вместе с тем 
просто правильным, как если бы ты никогда прежде не видел подобного 
взаимодействия цветов.
      Абстрактные экспрессионисты (Ротко терпеть не мог этот ярлык) ответили на 
почти социалистический реализм периода депрессии революционными подходами к 
живописи. Поллок шел впереди со своими удивительно энергичными изображениями 
пляшущих линий. Ротко отказался от своего изначально озабоченного общественными 
ценностями реалистического стиля и использовал первичные цвета в аморфных 
формах для выражения трагедии, экстаза или рока. С помощью захватывающих 
колористических образов Ротко отобразить уникальные для своего поколения 
религиозность, таинственность и неподвластность времени. Ни один другой 
художников того времени – ни Барнет Ньюмен, ни Рейнхардт, ни Вилем Кунинг, ни 
Адольф Готтлиб, ни Франц Клайн – не добивался последовательно, как Ротко, 
непосредственности чувства и мысли типичным для него трением цветов – радужных 
и меняющихся, трепещущих или сдержанных, но всегда живых (во всяком случае, до 
мрачных последних лет жизни).
      Он родился Маркусом Ротковичем в Латвии, откуда также вел свое 
происхождение Аарон Копленд. Его отец был преуспевающим фармацевтом и записал 
своего младшего сына Маркуса в еврейскую начальную школу – хедер. Подобно 
многим евреям того времени опасавшийся призыва двух старших сыновей в русскую 
армию, отец увез в 1913 г. семью в Америку. По прибытии они изменили свою 
фамилию на «Ротковиц», двинулись на запад и обосновались в Портленде, штат 
Орегон. Воспитывавшийся овдовевшей матерью (отец внезапно умер вскоре по 
прибытии в Орегон) Ротко провел свои юные годы в бедности. Тем не менее в 
начале 1920х гг. он отправился в Йельский университет, но не закончил учебы, а 
немного проработал актером (у него даже учился Кларк Гейбл) и переехал в 
НьюЙорк, чтобы учиться живописи в Лиге искусства, возглавлявшейся в то время 
Максом Вебером. Вскоре он женился, похоже, только ради женитьбы, был очень 
несчастлив в браке и нанимался на низкооплачиваемые работы ради содержания 
семьи. В конце концов получил помощь от великого коллектива художников, 
созданного в рамках «Нового курса» президента Франклина Рузвельта, – 
«Администрации прогресса труда» (АПТ). Работая в годы депрессии на АПТ, он 
познакомился с Кунингом, Готлибом и Поллоком. В связи с надвигавшейся войной в 
НьюЙорк прибыли многие из великих европейских художников, опасавшихся 
нацистской угрозы. Сочетание европейского влияния, депрессии и американского 
патриотизма послужило катализатором, ибо в начале сороковых годов стал меняться 
стиль многих молодых художников Америки, что отметило наступление золотого века 
современного искусства. К концу войны Ротковиц поменял фамилию на Ротко, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-