|
своим последователям в Галилее как раввин Исаак Ашкенази.
В отличие от многих известных фигур в истории иудаизма Лурия оставил не
много крупных сочинений. Любопытным образом схожий с Иисусом из Назарета, Лурия
известен главным образом по воспоминаниям своих учеников. Лурия был духовидцем;
он говорил своим ученикам что общается с душами умерших праведников, и указывал
их забытые могилы во время прогулок по городу Сафеду и окрестностям.
Очень мало известно о его молодости. Его отец эмигрировал в Иерусалим из
Польши или Германии, женился на женщине из сефардской семьи и умер, когда Исаак
был еще совсем молодым. Исаак был воспитан своей овдовевшей матерью в доме ее
братакрестьянина в Каире. В Египте Исаак учился закону Моисееву у выдающихся
учителей, стал его знатоком и торговал перцем и зерном.
Когда ему было двадцать с чемто лет, он бросил торговлю и свою молодую
жену (дочь дяди), чтобы провести затворником семь лет на острове на Ниле,
занимаясь самообразованием. Он погрузился в священную книгу каббалистики
«Зогар» и в мистические сочинения своих современников, в том числе и
влиятельного Моисея Кордоверо. В тот период Лурия написал свою единственную
значительную работу – комментарий к одному разделу «Зогара». Малый объем работы,
указывал Шолем, обнаруживает вселенную мистической зрелости Лурии.
После непродолжительной учебы у Моисея Кордоверо Лурия собрал группу
учеников в своем новом доме в Сафеде. Во времена Лурии Галилея снова стала
центром откровения. Лурия проповедовал, и его ученики записывали его проповеди.
Самым известным из его учеников стал Хаим Виталь, сохранивший для грядущих
поколений сокровищницу мыслей Лурии в книге «Древо жизни». Мысль Лурии могла
быть понята только человеком, прошедшим через «врата» знания.
Мистицизм Лурии основывался на принципе, который он сам называл «цимцум»
(«уход»). По мнению Лурии, наша вселенная появилась, когда Бог уменьшил Себя:
теория «большого взрыва» была объяснена в терминах каббалистики за долгие
столетия до ученых XX в.
Когда Бог создал космос, вспыхнул божественный свет, который Бог
перехватил для своих особых целей в создании небесных светил, вещей и живых
существ в магических чашах или сосудах. Когда сосуды были разбиты, началась
сумятица жизни.
Шолем отмечал, что мистическая философия Лурии была «пронизана
мессианским напряжением». В отличие от Кордоверо, считавшего, что жизнь полна
беспорядка, Лурия учил, что мы живем в «мире возмещения», или «тиккуне». Только
благодаря восстановлению внутреннего и внешнего миров нашей вселенной с помощью
молитвы и нравственного поведения (сделав идеальным и совершенным наше
существование) мы будем спасены и подготовлены к неизбежному пришествию Мессии.
Спасение каждого еврея необходимо для спасения всех.
Когда во время эпидемии Лурия умер в возрасте тридцати восьми лет, его
последователи, прежде всего Виталь, распространили его рассуждения в форме, по
определению Шолема, «биографий святого». Луриева каббала особенно укрепила
культ сефардов, но и придала провидческий пыл претензиям лжемессий Шабтая Цви и
Якоба Франка. Наиболее важным вкладом Лурии стала известная философская
структура, приданная им иудаизму. Ибо под всеми талмудистскими рассуждениями,
приверженностью букве закона и ритуалами проглядывают его видения света, вечно
ищущие возвращения к началу творения.
ГРЕГОРИ ПИНКУС
(1903–1967)
Его имя не получило широкой известности. Тем не менее неизмеримо его
влияние на нашу репродуктивную жизнь, В начал 1950х гг. в Бостоне Грегори
Гудвин Пинкус и его сотрудники разработали противозачаточную таблетку.
Таблетка стала фармацевтическим чудом. Она содержит почти 100 процентов
эффективный реагент. Таблетка изменила планирование семьи по всему свету.
Озабоченные слишком быстрым ростом населения правительства узаконили ее
использование. Грегори Пинкусу приписывают главную заслугу в изобретении
таблетки.
Пинкус посвятил свою жизнь изучению размножения млекопитающих. После
первой оригинальной работы «Яйца млекопитающих» он написал в соавторстве с
коллегами еще более 350 научных трудов по гормонам, старению, метаболизму,
генетике и бесплодию грызунов и оказался в центре исследований воспроизводства
в XX в.
Пинкус родился в НьюДжерси, учился в старейших университетах Новой
Англии и участвовал вместе с известными специалистами в современных
исследованиях по генетике, физиологии животных и репродуктивной биологии в
Кембридже и Берлине. После работы по проблеме последствий стресса для
американской армии во время Второй мировой войны он основал Вустерский фонд
экспериментальной биологии. Фонд стал международным центром исследований
размножения млекопитающих и стероидных гормонов. Пинкус также инициировал
проведение крупных ежегодных конференций и издание интересных работ по гормонам.
После войны знаменитая первооткрывательница в области ограничения состава
семьи Маргрет Сенгер вдохновила Пинкуса и его коллег на воспроизводство в
лабораторных условиях синтетических соединений, которые при оральном принятии
могли бы предотвратить беременность. Другие ученые одновременно изучали
воздействие вновь созданных гормонов на размножение, но именно Пинкус
|
|