|
ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР
(1791–1864)
Рожденный Якобом Либманом Бером в Берлине в семье богатых банкиров и
торговцев, Джакомо Мейербер славится прежде всего созданием Большой оперы. Его
влияние, поначалу сказавшееся на операх Верди, Вагнера и Бизе, распространилось
и на двадцатый век. Роскошные постановки Флоренца Цигфельда и Эндрю Ллойда
Уэббера обязаны своей пышностью и блеском Мейерберу. Музыкальный стиль
Мейербера стал антитезой стиля более молодого и мягкого коллеги Мендельсона,
поскольку раздумью он предпочел напыщенные жесты, захватывающие эффекты,
перезрелую мелодраму, нескончаемую сентиментальность и большую длительность. Ни
один композитор до Рихарда Штрауса не был так популярен и не зарабатывал
столько денег.
Попав (как и Мендельсон) еще в юные годы в питательную культурную среду,
Мейербер учился играть на фортепьяно у великого Муцио Клементи, а композиции и
теории – у Карла Фридриха Цельтера (учившего и Мендельсона) и у знаменитого
теоретика аббата Фоглера в Дармштадте. В этом городе вместе с ним учился Карл
Мария фон Вебер, автор «Вольного стрелка», позже признанного первой великой
оперой немецкого романтизма. Фоглер устроил Мейербера придворным композитором.
К двадцати пяти годам он приобрел также известность пианиставиртуоза.
Антонио Сальери, знаменитый соперник (и предполагаемый убийца) Моцарта,
пробудил в Мейербере интерес к изучению итальянской мелодичности. Мейербер
сочинял удивительно удачные оперы на итальянские либретто, соперничая в этом с
великим Россини. Но только после переезда в Париж и постановки опер
«РобертДьявол» и «Гугеноты» к Мейерберу пришла международная слава. Эти
сочинения (вместе с последовавшими затем «Пророком» и «Африканкой») стали
основой стиля большой героикоромантической оперы, сочетающей грандиозный
спектакль и героические образы.
Большая опера явилась совместным изобретением Мейербера и его выдающегося
либреттиста Эжена Скриба. Эта форма отвечала невысоким вкусам нового правящего
класса – буржуазии, выросшей в торговле и промышленности развивавшейся Европы.
До Мейербера больших опер было немного. В период Возрождения за шедеврами
Монтеверди последовали барочные драмы Генделя, затем классический театр Моцарта
и Бетховена и удивительно остроумные сочинения Россини. Изобретение Мейербером
большой оперы изменило взгляд композиторов на сцену. Десять великих опер
Вагнера и более двадцати опер Верди свидетельствуют о прямом влиянии Мейербера
на их содержание и форму. Мейербер экспериментировал с оркестровым исполнением,
и каждое новое его сочинение исполнялось все большим составом оркестра.
Слушателю приходилось прилагать немало усилий, чтобы понять, впервые слушая
оперу Мейербера, какой композитор является ее автором: ранний Вагнер или ранний
Верди?
Заимствования Мейербером французских, немецких и итальянских музыкальных
образцов отразились в его имени. Якоб стал Джакомо, Бер было слито с фамилией
деда по материнской линии – Мейер, и это сочетание итальянского имени с новой
немецкой фамилией носил композитор, писавший свои оперы главным образом на
французском языке.
Интернационалист Мейербер включал в свои произведения и исторические
события многих стран. Его выбор темы повлияет на исторически корректные
сочинения Верди («Жанна д'Арк» и «Аида») и Вагнера («Риенци» и «Нюрнбергские
мейстерзингеры»). Мейербер стал изобретателем и современной прессконференции,
приглашая в свой прекрасный дом группы журналистов для пространных интервью.
Хотя Мейербер и не был плодовитым композитором, его оперы были самыми
популярными в то время, затмевая Россини и других композиторов бельканто,
особенно во Франции и Германии. И все же его творчество не отличается в
конечном счете большим числом великих музыкальных произведений. Оно скорее
является компиляцией французского, немецкого и итальянского стилей, соединенных
в яркое и цветастое лоскутное одеяло. После огромного первоначального
коммерческого успеха и оказания поразительного влияния на молодых композиторов
оперы Мейербера канули в забытье, если не считать редкого возобновления
отдельных постановок.
ИСААК ЛУРИЯ
(1534–1572)
Многим из того, что нам известно о каббалисте XVI в. Исааке БенСоломоне
Лурии, мы обязаны трудам Гершома (Герхарда) Шолема – друга детства философа
Вальтера Беньямина, позже профессора еврейского мистицизма в Еврейском
университете в Иерусалиме. Раскрывая таинства каббалистики в ряде книг и лекций,
Шолем исследовал примечательные биографии и труды еврейских мистиков, мудрецов,
еретиков и святых. Шолем оценивал Лурию как самого влиятельного каббалиста в
еврейской истории. По мнению Шолема, каббалистика Лурии была последним великим
раввинским движением, затронувшим евреев повсеместно.
Лурия был известен своим последователям по псевдониму ХаАри («священный
лев»), производному от инициалов на древнееврейском «божественный раввин Исаак».
Вне европейского, ближневосточного или испанского окружения он был известен
|
|