Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Майкл Шапиро - 100 великих евреев
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-
 
Махатмы Ганди). Но ненасильственное сопротивление тирании возможно только в 
редких обстоятельствах, когда общество в своей основе справедливо.
      Если бы люди следовали Иисусовой проповеди мира, Европу не сотрясали бы 
на протяжении веков постоянные и жестокие войны между религиями и культурами. 
Крестоносцы устраивали на пути в Святую землю геноцид евреев в качестве 
практики предстоявшего избиения мусульман. Испанцы изгоняли или сжигали 
безбожников во время организованной ненависти инквизиции и грабили народы и 
природные богатства Нового Света. Католическая Франция сражалась с 
протестантской Англией. Наполеон вел завоевательные войны; Гитлер уничтожил 
миллионы невинных; совсем недавно резня между различными этническими группами 
охватила Балканы.
      Только самые узколобые осмелились бы отрицать, что учение Иисуса должно 
быть опровергнуто тысячелетиями кровавой бойни (особенно почти полным 
уничтожением его народа в Холокосте). Грехи, совершенные от его имени церквями, 
правительствами и отдельными лицами, следует отделять от его наследия любви и 
милосердия. Его главное послание: не делить, а мирить людей. Ключевой миссией 
современной церкви должно стать признание того, как легко лжепророки фанатизма 
могут превратить его откровения в непримиримую ненависть.
      Как бы посмотрел Иисус на десятки вероисповеданий, созданных от его 
имени? Повелев Симону и Андрею стать «ловцами человеков», представлял ли себе 
Иисус не только восточную православную, католическую и протестантскую церкви, 
но и бесконечное число постоянно меняющих свои названия вероисповеданий? 
Способность христианства приспосабливаться к отличным друг от друга культурам 
(представьте католическую литургию в Бостоне и в Восточной Африке) позволила 
этой религии расти и привлекать множество верующих. Мечты Иисуса о братстве и о 
жизни после смерти в раю стали везде близкими для народов различных культур.
      Изучение жизни и идей Иисуса поднимает много вопросов без ответов. Часто 
его невозможно понять, он остается загадкой. Использование им иносказаний, 
притч и непритязательных историй в качестве доказательства своих идей делало 
невозможным их краткое изложение. Он, казалось, постоянно подвергал сомнениям 
всякие допущения.
      Во времена жестокого римского гнета и рьяной оппозиции Иисус призывал 
своих соотечественников не к восстанию, а к воздаянию кесарю кесарева. 
Предвидел ли он разрушение Храма в Иерусалиме и рассеяние палестинских евреев, 
или его «предсказание» было придумано позже христианскими богословами для 
оправдания подъема собственной религии и доказательства своей верности Риму во 
время иудейских бунтов?
      Хорошо известна точка зрения Иисуса на личную собственность. Он призывал 
людей продавать все, чем они владели, и раздавать вырученные деньги бедным. В 
этом Иисус честно следует традиции еврейского благотворительного дарения 
(«tsedakah»). Интересно, сколько за всю историю было христианских правителей и 
католических пап, отдавших свои сокровища попранным подданным?
      Иисус впервые провозгласил основные нравственные принципы христианства. 
Святой Павел с его харизматической внешностью, живым умом и умелым владением 
словом истолковал заветы Иисуса и превратил их в религию. Хотя и неясно, каким 
бы было христианство без Павла, но оно точно не стало бы таким сильным без 
обращения им язычников в свою веру, без его богословия.
      Способность Иисуса расшатать традиционный образ мыслей сделала его в свое 
время несговорчивым. Его заветы и сегодня остаются свежими и полемическими. 
Подчас их одновременно легко и трудно понять. В традиции великого раввина и 
фарисея Гиллела (который мог быть его учителем) Иисус цитировал Священное 
Писание для придания особого значения своим высказываниям. Он также испытывал 
влияние со стороны еврейской монашеской секты ессеев, веривших в обряды 
очищения, в святость одеяния священника и требник, в преданность бедным и в 
богослужение без показного великолепия иерусалимского храма. Иисус несомненно 
считал себя реформатором и искал в традиции еврейского крестителя и в сектах 
ессеев способ очищения религиозного ритуала.
      В Новом Завете трудно, однако, увидеть реального человека. Евангелия, 
написанные через много лет после смерти Иисуса, служили интересам церковной 
иерархии, они противоречат друг другу и не могут рассматриваться в качестве 
надежных источников. Звали ли его Джошуа, Ишуа или Иегошуа? Ни в одном из этих 
имен мы не можем быть уверены. Ссылки на него часто встречаются в работах 
античных авторов – Иосифа Флавия, Тацита и Светония, но не были ли они вписаны 
средневековыми переводчиками? Из песков пустынь было извлечено достаточно 
древних черепков, доказывающих существование Иисуса. Но почему же так много 
людей по всему свету забыли его уроки? Мифы похоронили истину.
      В самом деле, то, что он проповедовал Золотое правило, свидетельствует о 
его заботе о человеке. Эта забота непосредственно вытекает из еврейской 
традиции. Еще до Иисуса раввин Гиллел утверждал, что Золотое правило является 
основополагающим принципом иудаизма. Разумеется, прежде Гиллела о том же 
принципе говорили Конфуций и древняя индусская поэзия, а позже он появился в 
высказываниях Мохаммеда. Не может быть монополии на нравственность.
      Миссия Иисуса состояла в проповеди терпимости и мира. Вопрос о том, был 
ли он богом или нет, следует, разумеется, рассматривать как вопрос веры. Иудеи 
и мусульмане считают, что ни один человек не может быть богом. Только Бог есть 
Бог. Утверждение Павла, что Иисус был Мессией, и более позднее – в четвертом 
веке – объявление на Никейском соборе Иисуса «благочестивым» разделили иудеев, 
христиан и мусульман, выросших практически на общей почве.
      Иисус, скорее всего, считал себя одним из многочисленных пророков, 
учителей и праведников. Он несомненно нашел бы утешение в том, что так много 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 127
 <<-