|
жизни. Таким образом, пока смерть Иисуса считается центральным событием
христианства, психологическая нужда в предателе – еврее Иуде не отпадет даже в
возможный постхристианский век ассимиляции и атеизма.
ГУСТАВ МАЛЕР
(1860–1911)
Когда мой любимый учитель по классу дирижирования Карл Бамбергер в
девятилетнем возрасте вернулся однажды из школы (в Вене), он застал мать
плачущей на кухне. На столе перед ней лежала газета с аршинным заголовком «Умер
Малер!». Когда Карл (ему уже было за восемьдесят) пересказал мне этот эпизод,
Рональд Рейган был президентом США, а Зубин Мета дирижировал НьюЙоркским
филармоническим оркестром.
Из всех представленных в настоящей книге лиц наибольшее влияние на меня и
бесчисленное множество других музыкантов и слушателей оказал Густав Малер –
несомненно один из самых великих и оригинальных композиторов в истории музыки,
лидер бурного движения венских и, в частности, еврейских творческих работников
в двадцатилетие, предшествовавшее Первой мировой войне.
Об огромном воздействии Малера на Арнольда Шёнберга будет рассказано в
соответствующей главе. Кроме Шёнберга, он заметно повлиял на творчество
композиторов Альбана Берга, Антона фон Веберна, Курта Вейля, Дмитрия
Шостаковича, Бенджамина Бриттена и Леонарда Бернстайна и дирижеров Бруно
Вальтера, Виллема Менгельберга и Отто Клемперера. Хотя ряд музыковедов
утверждают, что музыка двадцатого века принадлежит ученикам Шёнберга и
Стравинского, именно Малер вместе с весьма отличным от него современником –
французским импрессионистом Клодом Дебюсси выпустили на волю фурий хаоса,
диссонанса, неоклассицизма, символизма и кричащего национализма, которые с тех
пор господствовали в музыкальном творчестве.
Малер сочинил девять симфоний (десятую он не успел закончить), большие
оркестровые песенные циклы («Песни странствующего подмастерья», «Волшебный рог
мальчика» и «Песнь о земле»), одну кантату и множество отдельных песен. Он был
также известнейшим дирижером и музыкальным директором своего времени, работал в
оперных театрах Будапешта, Гамбурга, Вены и НьюЙорка, руководил Венским и
НьюЙоркским филармоническими оркестрами.
Малер – это музыкальный эквивалент Зигмунда Фрейда. В исполнении его
симфоний большие и сложные оркестровые составы часто выражали самые интимные
личные мысли. Это была музыка интроверта, исполнявшаяся в весьма публичной,
почти обнаженной манере. Сознавая значение своего музыкального наследия, Малер
использовал для начала классическую форму, а затем развивал, облагораживал и
расширял музыкальные образы для удовлетворения своих очень личных и
экспрессивных желаний. В отличие от Дебюсси, прибегавшего к впечатлениям,
повторам и символам для выражения психологических состояний, подход Малера
отличался большей непосредственностью. С болью открывая и исследуя свои
глубочайшие потребности и желания в выражениях почти удушливого лиризма и
дикого возбуждения, Малер выработал почти терапевтический стиль сочинения.
Демоны оказывались разоблаченными чаще всего после продолжительной и
изнурительной борьбы были побеждены героем Густавом.
Малер был скромного происхождения. Его отец, хозяин маленькой пивной,
отличался бешеным темпераментом. Пять его братьев и сестер умерли в раннем
детстве от дифтерии, еще один брат – в возрасте двенадцати лет от сердечной
недостаточности; старший брат Отто, талантливый музыкант, завидовавший большому
успеху Густава, застрелился, а его старшая сестра Леопольдина умерла от опухоли
мозга после короткого и несчастливого замужества. Брат Алоис вел себя как
безумец, воображая себя то другом кронпринца, то драгуном, ветераном кампаний
за границей. Жена Малера Альма Шиндлер позже скажет, что его братья и сестры
вели себя в том стиле, который можно описать только как «густавомалерский».
Музыка Малера часто обретала фантастический характер, обнаруживая причудливые
оркестровые эффекты на службе того, что подчас походило на свихнувшееся
подсознание.
Выросший в Богемии, ныне являющейся частью Чешской Республики, Малер
часто слышал марши в исполнении оркестра местного полка, инструментовка которых
сыграет стратегическую роль в стиле и содержании его симфоний. Он также был под
влиянием богемских народных песен и еврейской литургии (его отец был активным
прихожанином местной синагоги).
Малер не был вундеркиндом подобно многим великим композиторам. Все же он
проявлял острый интерес к камерной музыке, немецкой романтической поэзии и
драме. В Венской консерватории он жил в одной комнате с Хуго Вольфом – будущим
композиторомпесенником (позднее сошел с ума и умер в психиатрической лечебнице
на сорок третьем году жизни) и стал учеником австрийского симфониста Антона
Брукнера (который называл его в лицо «мой маленький жид»).
Малер работал рядовым дирижером, часто менял место работы и набирал все
большую известность, в результате чего в 1897 г. был назначен директором
Венской оперы. Антисемитское венское общество не могло позволить еврею
возглавить ведущий европейский театр. Ради этого поста Малер отрекся от
иудаизма и перешел в римскокатолическую церковь. Это решение мучило его всю
оставшуюся жизнь.
Годы, проведенные Малером в Вене, совпали с подъемом влиятельного
движения художников Сецессион, во главе которого, среди прочих, стояли
|
|