|
господствовала правда, не нужны были бы ни ораторы, ни точное знание законов,
ни
совещания; ни искусство красноречия, ибо мы обращались бы по собственному
побуждению и общеполезным Делам Но так как все люди думают, что справедливость
на их стороне, то нам и необходимо обаяние слова Для того мы и собираем
совещания, где Каждый из нас искусством слова желает убедить другого, что он
прав".
Наиболее подробную характеристику Петра оставил Иоанн Лид, хорошо знавший его и
работавший непосредственно под его началом в ведомстве
62
100 ВЕЛИКИХ ДИПЛОМАТОВ
магистра оффиций. Иоанн рисует Петра знатным вельможей, почитаемым сановником,
искусным дипломатом и государственным человеком. Иоанна потрясали эрудиция и
неутомимость Петра, который никогда не был склонен к праздности, ночи проводил
в
чтении книг, дни - в занятиях делами и даже по пути из дома во дворец не тратил
времени на пустые разговоры, но предавался ученым спорам с мудрыми мужами.
Иоанн, менее образованный, в науках не столь сведущий, всегда бывал крайне
смущен, когда ему приходилось вести с Петром ученые разговоры. Как и другие
современники, Иоанн подчеркивал мягкость характера Петра, который был добр,
благороден, приятен и прост в обращении, чужд гордости и надменности. Прокопий,
признававший, что Петр никогда никого не оскорблял, вместе с тем обвинял его в
скупости и корыстолюбии.
На примере Петра можно увидеть, что выдающиеся византийские дипломаты достигали
высокого положения. Петр приобрел власть и богатство, вращался в придворных
кругах. Он жил в атмосфере политической борьбы и интриг двора и, как Прокопий,
был хорошо осведомлен о важнейших событиях своего времени. О мировоззрении
Петра
по сохранившимся фрагментам его трудов и рассказам современников судить трудно.
Известно только, что он был лоялен по отношению к правительству Юстиниана I,
набожен и неукоснительно выполнял церковные обряды. В его сочинениях можно
встретить пацифистские идеи: он сторонник мира и противник войн, особенно
междоусобиц. Петр обращался к персидским послам: "Вы должны избрать лучшее и
полезнейшее и неизвестности войны предпочесть известнейшее всем людям благо -
мир... Что мир - величайшее благо для людей и что война есть зло, об этом никто
спорить не будет. Несомненная победа может, однако, быть аргументом против
этого
мнения. Но я думаю, что и одерживающему победу худо живется из-за слез других
людей. Так что и побеждать горестно, хотя, конечно, быть побежденным еще
горестнее". Мемуары Петра являются памятником дипломатической мысли Византии.
Из
них можно почерпнуть ценные советы послам, описание техники посольской службы,
процедуры заключения договоров, обязанностей посла. Петр считает, что первейший
долг посла "заключается только в том, чтобы выполнить поручение". Посол обязан
с
предельной точностью довести до сведения державы, с которой ведутся переговоры,
требования своего правительства и не менее скрупулезно изложить своему государю
условия другой стороны. Подобными же правилами Петр руководствовался в
собственной практике: выполняя поручение Теодата к императору, он раскрыл
Юстиниану условия "запасного" варианта договора (об отречении остготского
короля) не сразу, а лишь тогда, когда Юстиниан отклонил основной вариант. Таким
образом, посол в точности выполнил распоряжение Теодата. Но Петр не отрицает
важности самостоятельных действий посла, значения его деятельности в сложной
обстановке. Например, иногда посол может умерить жесткость содержания посланий
его правителя. Не отрицает Петр и необходимости прибегать в посольском деле к
хитростям. Так, он упоминает о своеобразной дипломатической уловке - заранее
требовать невозможного, чтобы сделать переговоры бесперспективными.
Мемуары Петра в целом заслуживают доверия, хотя автору не чуждо стремление
прославить свою личность. Это подтверждается и характеристикой, данной его
запискам Менандром: "В сочинении его можно прочесть все то, что поверенные двух
государств говорили и как говорили о важном деле.
Большая книга наполнена этими, как я думаю, доподлинно сказанными словами;
разве
лишь кое-что прибавлено Петром для собственной славы, чтобы потомству
|
|