|
32 100 ВЕЛИКИХ ДИНАСТИЙ
Ашока Приядарши* — третий правитель Магадхи из династии Маурьев, самый важный
монарх Индии.
Год рождения Ашоки Приядарши (впоследствии Ашоки Великого,
Дхармашоки — Ашоки благого закона) неизвестен. Вероятно, около 300 г.
до н.э. На трон он вступил приблизительно в 273—272 г. до н.э. (по другим
данным — в 268 г. до н.э.). На первых порах он мог показаться человеком
суровым и жестоким. Есть легенда, что, добиваясь трона, он убил своих
сводных братьев и казнил неугодных ему людей.
Сначала он пытался расширять территорию империи через военные
завоевания. На восьмом году правления Ашока успешно закончил войну
против Калинги — государства на восточном побережье Индии (район
современного штата Орисса). При этом 100 000 человек погибли, еще
больше были ранены, а 150 000 — были взяты в плен. Пленных царь подвергал
страшным пыткам и посылал на каторжные работы. Когда Ашока
устал от зверств и понял, какой ценой ему досталась победа, его охватил
ужас**. Он решил оставить планы полного завоевания Индии и отказался
от военных посягательств на соседние территории. Государство Ашоки к
тому времени охватывало территорию почти всей Индии и часть современного
Афганистана.
В 264 г. до н.э. Ашока принял буддизм и попытался ввести в практику
идеи дхарм, которые включали правдивость, сочувствие и миролюбие,
назначил специальных правительственных чиновников дхарм, которые
должны были призывать людей к благочестию и прославлять дружеские
взаимоотношения.
В его царстве терпимо относились ко всем религиям, но так как сам
Ашока был буддистом, популярность этой религии сильно возросла. В
разные страны — Индию, Ланку, Кашмир, Бирму, Таиланд, Среднюю
Азию, Египет, Сирию, даже в Грецию и Македонию — отправились буддийские
миссионеры, но особого успеха они добились на Цейлоне.
Ашоке принадлежит заслуга популяризации буддизма и превращения
его в одну из основных религий мира. Когда он вступил на трон, буддизм
был религией местного значения, а к концу его правления буддизм распространился
по всей Индии и начал завоевывать сторонников в соседних странах.
В 253 г. до н.э. Ашока созвал собор в Паталипутре, который обычно
называют третьим. На этом соборе присутствовали 60 000 монахов. Они
канонизировали священное писание буддистов — Трипитаку.
Ашока отменил устаревшие церемонии и праздники и ввел такие,
которые смогли бы укрепить добрые нравы. Он поощрял паломничества
* По другой транскрипции Асока Пиядаси.
** По преданию, угрызения совести пробудило в Ашоке мужество монахабуддиста
Упагупты, попавшего в плен. Сначала монах немного смутился, представ пред очи
самого царя. Он не знал, какие слова подобрать, чтобы пронять
монарха, но собравшись с мыслями, он сказал: «Великий царь! Если сама земля
со всеми горами подвергнется разрушению, то что и говорить о твоем
царствовании! Великий царь! Стоит об этом подумать».
МАУРЬЯ 33
и благочестивые собрания. Особенно царь чтил места, связанные с жизнью Будды.
По его приказу соорудили 84 000 дагоб и ступ для хранения
реликвий Будды.
Несмотря на принадлежность к
буддизму, Ашока проявлял веротерпимость, он поддерживал и одаривал
джайнистов, брахманов и сторонников других религий.
Кроме того, Ашока реорганизовал юридическую систему Индии, упразднив многие
жестокие законы,
установил строгий контроль за действиями чиновников на местах, настаивал на
гуманном отношении к
слугам и невольникам. Главной задачей правителя Ашока считал
«обеспечение счастья в этом и в том
мире».
|
|