Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Д. К. Самин - 100 великих архитекторов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-
 
 Я хочу обрести прекрасные формы древних построек, но не знаю, не будет ли 
взлет мой полетом Икара. Ярким светочем служит мне Витрувий, но его мне 
недостаточно».
      Первая постройка Рафаэля относится к 1514 году. Сначала он создал 
маленькую церковь СантЭлиджо дельи Орефичи (начата в 1509 году). Она 
представляет в плане греческий крест с очень короткими ветвями и перекрыта 
легким сферическим куполом с барабаном на парусах. Неоконченная снаружи, но 
прекрасно сохранившаяся внутри, церковь поражает скупостью, почти аскетизмом 
примененных в ней чисто архитектурных средств. Тем более звучной кажется 
заменяющая архивольты тонкая тяга, словно серебряный обруч подчеркивающая 
границы подкупольных арок, а посвятительная надпись вокруг светового отверстия 
в куполе благодаря своей графической выразительности восполняет отсутствие 
декора.
      Затем к церкви СантаМария дель Пополо Рафаэль по поручению папского 
банкира Киджи пристроил великолепно отделанную капеллу. Квадратное в плане с 
маленькими парусами над срезанными углами пространство капеллы, словно не 
сужаясь в поперечнике, переходит в широкий цилиндр барабана, перекрытый 
несколько уплощенным куполом.
      С 1506 по 1514 год строительство собора Св. Петра было в руках Браманте, 
который, однако, успел лишь частично вывести центральные устои и поднаружные 
арки храма. Непосредственный последователь Браманте, Рафаэль возвращается к 
традиционной форме плана церковных сооружений в виде латинского креста. Он 
задумывает купольную постройку с тремя одинаковыми абсидами, четвертая сторона 
которой развита в сильно вытянутую трехнефную базилику. Но Рафаэль также не 
успел завершить свой замысел.
      Важный вклад сделан Рафаэлем в дворцовую архитектуру. Если в палаццо 
ВидониКафарелли Рафаэль плодотворно развивал композиционные идеи, намеченные 
Браманте в палаццо Каприни, то в палаццо дель Аквила он разработал новый тип 
фасада, внизу – просторная ордерная аркада, вверху – оштукатуренная и, несмотря 
на сложную обработку, целостная плоскость стены, украшенная лепниной, нишами со 
скульптурой и расчлененная редкими богато обрамленными окнами бельэтажа.
      Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во 
Флоренции, едва ли не лучшем и наиболее точно воспроизведенном архитектурном 
замысле мастера (построен после его смерти Франческо Сангалло). Широко 
раздвинутые, богато обрамленные окна, составляющие важнейший элемент фасада, в 
сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придают ему 
черты благородной сдержанной простоты. Великолепный карниз с широким фризом, 
рустованные углы и портал завершают собой украшение стены, самый простор и 
спокойствие которой порождают впечатление богатства.
      В ясном и величавом фасаде палаццо Пандольфини Рафаэль отразил 
характерные черты своего дарования и воплотил лучшие современные представления 
об архитектуре частного городского дома.
      Вилла Мадама в Риме, начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи, 
впоследствии ставшего папой Климентом VII, позволяет оценить его вклад также и 
в эту область архитектуры. Свободно используя опыт античного зодчества (в 
особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения нового 
типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для 
отдыха и наслаждения природой. Осуществленный фрагмент (часть центрального 
круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе 
сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и 
подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с террас которого 
открывается великолепный вид. Отделанные стукко и росписями интерьеры широкими 
арочными проемами открывались на анфиладу висячих садов, под сводами которых 
таятся гроты и водоемы.
      У Рафаэля сложилась своя школа в Риме, где происходило совершенствование 
мастерства художников. Рафаэль жил в Риме, как князь, в окружении учеников и 
поклонников. Его мастерская – это сложная и весьма активная организация, в 
которой опытные помощники разной специализации разрабатывали, исполняли, 
претворяли в жизнь замыслы учителя. В письмах Бембо и Биббиены Рафаэль 
предстает как деятельный организатор, художник, находящийся в неустанном поиске,
 человек с неиссякаемым любопытством к познанию.
      О частной жизни Рафаэля известно немного, гораздо больше легенд. Еще при 
жизни вокруг личности художника возник ореол славы и всеобщего поклонения. Уже 
Вазари, жизнеописание которого положило начало многим последующим легендам о 
Рафаэле, видел в нем и в его образе жизни идеал художникапридворного, 
одаренного, живущего в роскоши и богатстве человека, который умеет вести себя в 
обществе, поддерживать ученую беседу, обладает приятной наружностью и 
утонченными манерами, окружен любовью и всеобщим почитанием. В одном из 
пассажей своих жизнеописаний Вазари пишет о том, что Рафаэль от природы был 
одарен той скромностью и добротой, которые «нередко обнаруживаются у тех, у 
кого некая благородная человечность их натуры больше, чем у других, блистает в 
прекрасной оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для 
любого человека и при любых обстоятельствах».
      Судьба благоприятствовала Рафаэлю: в Риме он нашел сильных и 
могущественных покровителей. Поклонником его таланта был Юлий II. После смерти 
Юлия II Рафаэль выполнял заказы Льва X, ставшего папой в 1513 году. Лев X, как 
все Медичи, считал себя знатоком и покровителем искусства. Пользуясь дружеским 
расположением этого хитрого, любящего праздничный блеск, суету и жизненные 
удовольствия папы, художник стал ведущей фигурой культурной жизни Рима, 
организатором и исполнителем живописных и архитектурных работ в Ватикане.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 286
 <<-