|
Летом 1703 года труппа королевского театра «ДруриЛейн» выехала в Бат,
где по традиции собиралось высшее общество. Энн выступила в роли Леоноры из
пьесы Крауна «Сэр Кортли Найс, или Этого не может быть». Спектакль пользовался
большим успехом у почтенной публики.
В Лондон Олдфилд вернулась не одна — ее сопровождал возлюбленный — сэр
Артур Мейнверинг, влиятельный представитель партии вигов. Он был человеком
небогатым, хотя и происходил из старинного знатного рода.
На сцене «ДруриЛейна» Энн Олдфилд сыграла свою первую трагическую роль —
Марию Стюарт из пьесы Бэнкса «Королевы Альбиона». «Когда она играла Марию, —
пишет очевидец, — в зале плакали. Плакали навзрыд, словно провожали на казнь
близкого человека». От Марии — Олдфилд веяло неблагополучием, горем, трагедией,
а порой какимто дерзким мужеством.
7 декабря 1704 года состоялась премьера спектакля «Беспечный муж» Сиббера.
Олдфилд играла Бетти Модиш легко, весело, заражая своим темпераментом
партнеров и публику. Сиббера поразило чувство юмора, с которым Энн проводила
свои сцены, бравурное комическое «брио» ее реплик, невольно заставлявшее
зрителей не упустить ни слова, безупречный артистизм, с которым актриса
создавала характер взбалмошный и жестокий.
Летом 1705 года Энн Олдфилд родила сына. В честь отца его назвали Артуром.
Чтобы обеспечить семью, Мейнверинг устроился инспектором по вопросам
государственных субсидий.
С каждым годом Олдфилд все более придирчиво относится к выбору репертуара.
Среди образов, созданных Энн в 1706 году, была Сильвия, героиня комедии
Фаркера «Офицервербовщик». Спектакль прошел с триумфом. В роли Сильвии актриса
отмечала прежде всего решительность молодой женщины, ее природный ум,
находчивость, умение постоять за свою честь, найти выход из сложной ситуации.
Для многих современников Сильвия — Олдфилд являла собою образец новой женщины,
женщины XVIII века, века Просвещения.
В 1706 году ряд актеров, среди которых были Роберт Уилкс, Энн Олдфилд и
Джейн Роджерс, недовольных политикой директора Рича, покинули «ДруриЛейн» и
перешли в Театр Королевы в Хеймаркете, подписав 15 августа контракт с его
владельцем — Ванбру. Олдфилд получила возможность работать с такими интересными
комедиографами современности, как Ванбру и Конгрив, выступать с корифеями
английской сцены Беттертоном и Барри.
В сезоне 1706/07 года Энн сыграла более десятка ролей. Современники
единодушно отмечали разноплановость ее дарования. Олдфилд, по словам Беттертона,
с одинаковым успехом играла «высокую трагедию и низкий фарс». Вот, к примеру,
типичный контраст: Йемена из драмы Смита «Федра и Ипполит» и вдова Рич из
комедии Этериджа «Любовь в бочке, или Комическое мщение».
«Кто мог остаться равнодушным, слушая страстные речи Федры — Барри или
Исмены — Олдфилд? — писал современник. — С каким совершенством играла Олдфилд
Йемену! Трудно передать впечатление от того трагического накала, с которым
талантливая актриса произносила свои монологи, величественная и торжественная…»
Самым ярким событием в жизни Хеймаркета явилась постановка пьесы Джорджа
Фаркера «Хитроумный план щеголей». Это была последняя встреча Олдфилд с
творчеством драматурга, сыгравшего столь значительную роль в ее судьбе.
Многие историки английского театра XVIII столетия нередко сравнивали игру
Гаррика с игрой Энн Олдфилд, находя в их исполнительской манере много общих
черт, и прежде всего «природное и неукротимое стремление» к психологической
индивидуализации образа. В монологах Олдфилд стремилась разнообразить палитру
интонаций, отрешаться от монотонной напевности, добиваться живого звучания роли.
В предисловиях к своим пьесам Сиббер нередко отмечает, что даже посредственный
драматургический материал обретал значимость в устах актрисы. Олдфилд всегда
умела безошибочно выделить суть сцены или монолога: «Энн, в отличие от многих
современных ей актеров, — пишет один из ранних биографов Олдфилд, — всегда
понимала, что она говорила на сцене».
Героини Олдфилд были одеты со вкусом. Недаром Александр Поп писал, что,
стоило актрисе появиться на сцене, как в зале раздавался «крик восторга по
поводу ее изысканного туалета». Олдфилд — одна из первых английских актрис,
задумавшихся над исторической достоверностью театрального костюма.
В 1710—1720е годы она сыграла ряд трагических ролей в пьесах Ли, Роу,
Филипса, Аддисона, Юнга. Энн поначалу с неохотой соглашалась играть трагедию.
Как рассказывает суфлер Четвуд, с жанром трагедии Энн примирила роль Семандры в
пьесе Ли «Митридат», которую она играла «с абсолютным совершенством».
Специально для Олдфилд Роу пишет пьесы «Трагедия Джейн Шор» и «Трагедия леди
Джейн Грей».
13 января 1708 года Олдфилд вернулась на сцену «ДруриЛейна». Для Энн
наступила тяжелая пора. Ей стали поручать безликие роли в посредственных пьесах.
Жалованье выплачивалось нерегулярно. Тогда Олдфилд направила лордукамергеру
прошение, рассказав о беспорядках, творящихся в театре. Через несколько месяцев
директор театра Рич был лишен патента. Олдфилд прослужит в «ДруриЛейне» еще
двадцать лет, те самые двадцать лет, которые историки английской сцены XVIII
столетия назовут впоследствии «золотым веком старого Друри».
17 марта 1712 года состоялась премьера «Несчастной матери» Филипса. Успех
Олдфилд в роли Андромахи превзошел все ожидания. «Восторженные аплодисменты
вспыхивали после ее монологов, — писал биограф актрисы, — печальных и
возвышенных, трагических, хватающих за душу. Ее Андромаха в горе своем была
чужда всеобщему безумию, скорбящая вдова, оплакивающая погибшего мужа, красивая
и благородная женщина, достойная самой страстной и нежной любви,
самоотверженная мать, силой обстоятельств вынужденная выбирать между жизнью
|
|