Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. - 100 великих актеров
<<-[Весь Текст]
Страница: из 302
 <<-
 
трагедии.
      Феспид рос в Икарии, расположенной близ пелопоннесских Мегар, где 
пользовались популярностью обряды Диониса, и неподалеку от Элевсина, где 
ежегодно исполнялась ритуальная драма о Деметре, Персефоне и Дионисе. В жертву 
Дионису приносили козла. Возможно, «козлиная песнь», у которой трагедия 
заимствовала свое имя, пелась над расчлененным символом, или воплощением 
опьяненного бога.
      Афинская драма исполнялась как часть праздника Диониса, под 
председательством его жрецов, в театре его имени, актерами, называвшимися 
«искусниками Диониса». В театр приносили статую Диониса и ставили ее перед 
сценой, чтобы бог мог насладиться зрелищем. Представлению предшествовало 
принесение животного в жертву Богу. Такой театр был овеян святостью храма.
      Первые драматурги назывались танцорами, так как их пьесы сводились в 
основном к хоровой пляске, а сами они в действительности были учителями танца. 
Чтобы превратить эти хоровые представления в драму, не хватало одного: 
противопоставления актера — в диалоге и действии — хору. На этот шаг был 
подвигнут один из преподавателей танца и наставников хора Феспид. Он выделил из 
хора особого исполнителя — актера, получившего название «гипокрит», то есть 
ответчик. Наименование актера «ответчиком» ясно показывает, что хор все время 
играл в трагедии активную роль. Вскоре после Феспида Эсхил ввел второго актера 
(девтерагониста), а младший современник Эсхила, Софокл, — третьего 
(тритагониста). Но и после Софокла появлялись пьесы, в которых играли только 
два актера.
      Тиран Писистрат был одарен богатым воображением и на празднике Диониса в 
534 году до Р.Х. организовал в Афинах первые официальные драматические 
представления, на которых и выступил с драмой Феспид. Он одержал победу, и 
драматические состязания на Великих Дионисиях становятся в Афинах ежегодными. 
Повидимому, вначале Феспид не решился еще ограничить действие сатировских 
хоров, но с течением времени он дал явный перевес героическому элементу над 
элементом сатировским, и в конце концов последний стал существовать только в 
сатировских драмах, теперь целиком отделившихся от трагедий.
      По преданию, Феспид был единственным актером в своих трагедиях. Партия 
актера, чередуясь с песнями хора, и составляла всю пьесу. Диалог в ранних 
трагедиях мог иметь различную форму. Он мог быть чисто лирическим и состоять из 
попеременного пения хора и актера. Чаще всего это был обмен жалобами, 
патетическими вопросами, стенаниями и криками скорби, из которых в дальнейшем 
возник коммос — плач классической трагедии.
      Иногда же хор пел один, а актер пользовался речитативом, приближавшимся 
более или менее к декламации. Или же, наконец, запевалакорифей выступал от 
имени хора, и тогда между ним и актером возникал настоящий диалог.
      Гораций в «Послании к Пизонам» рассказывает, что Феспид разъезжал по 
деревням в своеобразных повозках, которые служили, видимо, не только для 
хранения несложного оборудования, но и выполняли функции декорации. 
Подтверждением этому служат изображения на некоторых чернофигурных вазах 
повозок, имеющих форму корабля, поставленного на колеса. Подобные «морские 
колесницы» жили долгие годы. Они распространились по Средиземноморью до Рима, 
из Рима перешли в провинции, а позже появились на итальянских карнавалах, 
получивших отсюда свое название.
      От произведений Феспида до нас дошли только несколько заглавий его пьес.
      Считается, что Феспид ввел усовершенствование в одежду актеров.
      Постоянного театрального сооружения в Афинах тогда еще не было, и 
представления устраивались на центральной площади города, где для зрителей 
каждый раз строились из досок и бревен временные помосты. Но и тогда эти 
зрелища уже были массовыми. Плутарх, упоминая в биографии Солона о Феспиде и 
первых театральных зрелищах, пишет, что этот афинский драматург «увлекал» народ 
новизной своих представлений и выступал перед «множеством народа».
      Множество народа собралось в Афинах и на драматические состязания 500 
года до Р.Х. Деревянные помосты, на которых сидели зрители, не выдержали такого 
числа людей и рухнули, что повлекло за собою, очевидно, немало жертв. После 
этой катастрофы высший законодательный орган афинского государства — народное 
собрание вынесло постановление о постройке постоянного театра в священном 
округе бога Диониса, на южном склоне Акрополя.
      
РОСЦИЙ КВИНТ
(ок. 130—62 до Р.Х.)
      
      Древнеримский комедийный актер. Введенная Росцием маска затем укрепилась 
в римском театре. Содержал школу, у него учился декламации Цицерон. Автор книги 
о театральном искусстве. 
      
      Как и в Греции, в Древнем Риме актерам приходилось много работать над 
исполнительской техникой. До нас дошли сведения о некоторых знаменитых римских 
актерах I века до Р.Х. — это трагический актер Клодий Эзоп и комический — Квинт 
Росций. Эзоп был другом Цицерона, высоко ценившим его дарование. С большим 
успехом он выступал в ролях Агамемнона, Аякса, Андромахи. Античные писатели 
отмечают величественный характер его игры. В 55 году, как это видно из одного 
письма Цицерона, Эзоп был уже стар и талант его иссяк. На представлениях при 
освящении театра, построенного Помпеем, или, быть может, при освящении храма 
Венеры Победительницы, Эзоп «играл так, что, по общему мнению, ему можно было 
бы перестать». Когда он стал произносить клятву, то в знаменитом месте «Если я 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 302
 <<-