|
целого уходящего поколения, к которому он принадлежал. Здесь все: высокое
напряжение внутренних сил и безграничная усталость, возвышенное благородство и
горечь разочарования, сила духа и смирение. Это произведение
стало последним ярким аккордом в творческой биографии художника.
В апреле 1849 г. Брюллов для поправки здоровья отправился за границу.
Он побывал в Германии, Бельгии, Англии, Португалии, Испании, провел год
на острове Мадейра и наконец поселился в милой его сердцу Италии. Здесь он
и умер в апреле 1852 г.
ИЛЬЯ РЕПИН
Илья Ефимович Репин родился в июле 1844 г. в семье военного поселянина в глухом
провинциальном городке Чугуєве, близ Харькова. Позже художник вспоминал о своем
нелегком детстве: "У нас было бедно и скучно, и мне
часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной солью, но и его
давали понемногу". Мать мальчика подрабатывала, расписывая красками пасхальные
яйца - "писанки". Илья помогал ей в этом. Работа требовала труда, упорства и
таланта. В этом ремесле Репин получил первые уроки живописи. Позже он учился в
школе топографов в Чугуєве, а потом поступил в
мастерскую иконописца Бунакова. Здесь он приобрел серьезные навыки в
обращении с кистью и красками. С пятнадцати лет Репин принимал участие
в росписи сельских церквей и славился как очень хороший мастер. Однако
он мечтал о большем. Скопив на заказах 100 рублей, молодой иконописец в
1863 г. отправился в Петербург, поступил в подготовительную рисовальную
школу при Академии художеств, а в январе 1864 г. уже стал слушателем
самой Академии.
ИЛЬЯ РЕПИН 79
Это была уже совсем не та Академия,
в которой полвека назад учился Брюллов. В начале 60-х гг. жизнь русская
проснулась от долгой нравственной и умственной спячки. Во всех сферах и на всех
поприщах искали новых путей. Молодость и игра свежей русской мысли царила везде,
весело, бодро шла вперед и
ломала без сожаления все, что находила
устаревшим и ненужным. Не могла эта
могучая волна не захлестнуть и русское
искусство и Академию художеств. Хотя
Академия всегда стояла особняком, своей русской жизни не ведала и не признавала,
а питалась, по словам Репина, только римскими художественными консервами,
однако
почва в Академии была уже
достаточно подготовлена для этой освежающей волны. Прежде она представляла
собой
замкнутый пансион, куда
поступали десятилетние дети ближайших к академии чиновников и где воспитывались
по всем правилам псевдоклассического искусства, совершенно оторванного от
реальной русской жизни. Теперь же в Академию потянулись со
всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Им были чужды
вечные римские идеалы, они любили родную жизнь и близкие сердцу образы.
В конце концов между ними и Академией не мог не произойти разрыв.
В ноябре 1863 г. тринадцать академистов во главе с Крамским задумали
просить у совета Академии разрешения на выполнение конкурсной программы на
Большую золотую медаль по собственным сюжетам. Совет счел эту
просьбу неслыханной дерзостью и единогласно отказал. Тогда все товарищи
Крамского вышли из Академии. Благодаря поддержке, оказанной им Третьяковым, они
не только не потерялись, но и смогли утвердить свой взгляд на
искусство. Сняв большую квартиру, они образовали свою художественную
артель. Работы артельщиков по своей добросовестности и художественности
имели большой успех у заказчиков. В это время в Москве по инициативе
Мясоедова было образовано Товарищество передвижных и художественных
выставок, к которому примкнули многие выдающиеся петербургские художники и
члены
артели Крамского в первую очередь.
Как вспоминал впоследствии сам Репин, основополагающее влияние на
формирование его художественного мировоззрения оказали не профессора
Академии, а именно художники-передвижники и их лидер Крамской, с которым Репин
близко сошелся вскоре после своего приезда в Петербург. Под
|
|