|
XIV века он работал в артели знаменитого византийского иконописца Феофана Грека,
которая тогда трудилась в Москве над росписью церкви Рождества
Богоматери и Архангельского собора Приблизительно тогда же он принял
постриг Переход в монашество, вероятно, оказал большое влияние на его
мироощущение и его искусство Иосиф Волоцкий писал позже о Рублеве, что
он "через великое тщание о постничестве и иноческой жизни научился возносить
свой ум и мысли к невещественному"
Впервые летопись упоминает Рублева в 1405 г , когда он был уже чернецом
и знаменитым мастером и вместе с Феофаном Греком расписывал великокняжескую
придворную церковь Благовещения в Москве Эта церковь сгорела в
1415 г Не сохранилась и та, которая была возведена на ее месте в 1416 г
Однако археологические раскопки в подклети современного Благовещенского
собора позволили обнаружить белокаменный блок, на котором под слоем загрязнений
была открыта голова апостола, несомненно, созданная кистью Руб
70
лева. Это, увы, все, что осталось от первоначальной благовещенской росписи.
Многие исследователи кроме того считают, что семь икон современного
благовещенского иконостаса ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение",
"Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим" и "Преображение") также
принадлежат Рублеву. По крайней мере, они написаны в той
просветленной, одновременно праздничной и печальной манере, которая отличала
его
стиль. Особенно замечательно в этой серии "Преображение". Здесь
изображено одно из центральных евангелических событий: однажды Спаситель со
своими учениками удалился на гору Фаворскую, и там апостолам дано
было увидеть чудо - тело учителя неожиданно просветлело перед их взором.
Об этом чудесном свете, о смысле его, а главное - о происхождении много
спорили христианские теологи. Иконописцы также по-разному изображали
его. Многие художники в своих иконах "Преображения" выражали в основном ту
мысль, что человеческому взору трудно, почти невозможно вынести
этот неизреченный свет. Так в конце XIV века для Преображенского собора в
Переяславле-Залесском была написана большая икона, приписываемая кисти
Феофана Грека. Холодные лучи неземного света пронизывают ее сверху донизу. Свет,
просиявший в Христе, потоком низвергается на апостолов. Главная
мысль произведения: драма встречи двух миров. Лишь на единое мгновение
открывается человеческому взгляду иной, нездешний свет - и человек потрясен и
едва выдерживает такое предстояние. В этой иконе, по-видимому,
отражен традиционный взгляд на чудо Преображения. Совсем иначе трактуется эта
тема у Рублева: его икона изнутри сияет легким и ровным светом. Мы
не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Они созерцают свет внутри
себя. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо. Лица
людей обращены не на внешнее, они сосредоточены, в движениях людей больше
задумчивости, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения.
Таинственный свет повсюду, но к нему нужно "восходить", готовиться к
его приятию, и лишь тогда человек, насколько это для него возможно, им
освещается. Так неожиданно выражено Рублевым приобщение человека к
высшему бытию.
По окончании работ в Благовещенской церкви имя Рублева на два года
исчезает из летописей. Больших художественных работ в это время не велось,
и, видимо, Андрей жил в своем монастыре. Но уже под 1408 г. находим новое
известие о нем: великий князь Василий Дмитриевич (сын Донского) распорядился
обновить живопись в Успенском соборе во Владимире и написать заново погибшие
фрески Страшного суда. Княжеский заказ выполняли два знаменитых иконописца -
Даниил Черный и Андрей Рублев. Следующее известие
о Рублеве встречается только под 1422 г. и относится к росписи собора в
Троицком монастыре под Москвой. Можно только предполагать, где еще в
Продолжение этих 14 лет трудился Андрей. Следы его пребывания между прочим
находят в Звенигороде. Уже в XX веке в дровяном сарае Саввино-Сторожевского
монастыря среди разной рухляди были обнаружены три совершенно
потемневшие от времени доски. После реставрации под слоем старой краски
открылись три великолепные иконы: "Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол
Павел". По единодушному мнению специалистов, автором этих произведений
мог быть только Рублев.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ 71
Более всего известно нам о работе Рублева в знаменитой Троице-Сергиевой обители,
куда его пригласил троицкий игумен Никон. Именно тогда Андрей написал свое
самое
великое, проникновенное и таинственное произведение - знаменитую "Троицу" -
главную храмовую икону для монастырского собора и одно из самых совершенных
|
|