|
равен Кришне, Кришна является для него первоисточником, то есть Вишну есть
часть, а Кришна - целое. Все бесконечное множество материальных вселенных
возникает во время одного выдоха Маха-Вишну. А во время его вздоха они
уничтожаются. В каждой из этих вселенных Господь присутствует в виде своей
второй инкарнации - Гарбходакшайи-Вишну, который поддерживает эту вселенную и
заботится о ее нуждах. В начале творения из его пупка вырастает стебель лотоса,
и на этом лотосе рождается первое творение - Брахма. Брахма -
покровительствующее божество каждой вселенной. Несмотря на свое беспредельное
могущество, он смертен и живет только в течение одного выдоха Маха-Вишну.
Продолжительность существования каждой вселенной составляет 100 лет Брахмы, при
том что один день Брахмы (калъпа) насчитывает 4 миллиарда 320 миллионов земных
лет. За один этот день во Вселенную являются 14 Ману, от каждого из которых
ведет свое происхождение человечество в соответствующий мировой период -
манвантару ("период Ману"). Каждая манвантара содержит в себе приблизительно 71
махаюгу (всего в калыге 1000 ма-хаюг; каждая из них делится, в свою очередь, на
четыре юги: критаюгу, во время которой люди наделены всевозможными
достоинствами, третаюгу, когда появляются пороки, но строго соблюдаются
религиозные обязанности; два-параюгу, когда в мире начинают преобладать зло и
пороки, и калиюгу - время полного упадка нравственности).
64
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
При всех своих грандиозных размерах материальный мир составляет лишь
незначительная часть всего творения Кришны. За космическим проявленным небом
находится духовное небо - Вишнулока. И там и здесь существуют обширные
планетарные системы. Каждая вселенная включает в себя нижние (демонические)
планеты, средние планеты, где обитают люди (к их числу относится Земля), и,
наконец, райские планеты - места обитания полубогов. Обитель Брахмы находится
на
Брахмалоке - высш^материальной планете данной вселенной. Над материальным небом
располагается духовное небо. В его духовном сиянии царят излучающие свет
планеты
Вайкунтхи, на которых живут вечно освобожденные души. А на самом верху - высшая
планета Криш-налока (Врндавана), где Господь в Своей изначальной форме
наслаждается играми со своими ближайшими спутницами - богинями процветания гопи.
Все они - возлюбленные Кришны, а Кришна - единственный возлюбленный всех этих
гопи, с которыми и для которых он танцует божественный танец раса. Деревья,
растущие в этом краю, называются калпа-вркша - деревья желания, и от них можно
получить все, что только пожелаешь. Земля там из философского камня, а вода -
нектар В том краю, что ни слово - то песня, что ни шаг - то танец, а его
обитатели никогда не разлучаются с флейтой. Там все излучает свет подобно
солнцу
в этом материальном мире. Так как ни одно мгновение в этой стране не тратится
зря, там нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего.
В своей высшей форме Кришна находится на Кришналоке - центре всех Вайкунтх.
Однако бесчисленные формы Кришны в то же время распределены по всем вселенным и
присутствуют в том числе и на Земле. Эти формы воплощаются для того, чтобы
восстанавливать преданное служение и совершать другие деяния, которые насущно
необходимы Верховной Сущности Бога. Аватарам (инкарнациям) Верховного Господа
нет конца, так же как нет конца волнам в океане. Когда Господь Кришна желает
непосредственно сойти в ту или иную вселенную, Он сначала посылает сюда своих
отца и мать, которые являются Его преданными, а затем сходит Сам в виде
инкарнации или приходит лично. Все Его деяния одновременно проявляются в
бесчисленных вселенных, хотя реально Он вечно пребывает в Своей изначальной
обители на Кришналоке.
Господь, бесконечно отдаленный от человека беспредельными пространствами, может
сделаться ему ближе всех его близких. Чаитанйа говорил, что есть три различных
метода, с помощью которых можно познать Кришну: метод философских рассуждений,
метод медитации (соответствующий системе йоги) и метод сознания Кришны, или
преданного служения. Однако посредством философских рассуждений можно
постигнуть
лишь безличный аспект Кришны - Брахмана Упанишад. Но этот безличный Брахман
есть
не сам Кришна, а только Его сияние. С помощью медитации (йоги) можно
продвинуться дальше и постигнуть Сверхдушу (Праматму). Таким образом, человек
соприкасается с всепроникающим аспектом Бога, находящегося в теле каждого,
поскольку Кришна есть душа всех душ. Но только преданное служение в полном
сознании Кришны дает возможность постичь изначальную Личность Бога в ее полном
совершенстве. Именно этот путь есть самый верный. В "Шримад-Бхагаватам"
утверждается, что, оставляя путь преданного служения и просто занимаясь
поисками
знания, человек не обретает ничего, кроме беспокойства. Он может, прилагая
|
|