|
Четвертая ступень - пранаяма целиком посвящалась правильной постановке дыхания,
которое играет в йоге огромную роль. (Само слово "прана" не означает дыхание.
Это название энергии, пронизывающей всю Вселенную.) С помощью дыхания человек
должен был научиться "управлять жизненными токами", овладевал способностью
воспринимать и удерживать в себе космическую силу, которая приобщала его к
ритму, созвучному ритму Вселенной. Это помогало замедлить естественные процессы
и освободиться от разъедающего воздействия времени. Таким образом, пранаяма
приводила все существо человека в состояние полной гармонии.
На пятой ступени - пратьяхара - йог овладевал способностью обуздывать свои
чувства. Он отвращался от всего внешнего и всего, что мешало самоуглублению и
словно собирал дух в фокусе своего внутреннего мира. Это достигалось
способностью отключать свои чувства от внешних впечатлений. В "Мокша-Дхарме"
говорится: "Знающий йогу не должен воспринимать звука ухом, чувствовать касаний
кожей, воспринимать образ глазом, а языком - вкус. Глубоким размышлением он
должен отогнать все запахи".
Овладевший всеми этими приемами, мог переходить к высшей йоге - са-мьяме,
которая имела три ступени: дхьяну, или концентрацию сознания, дхар-ну, или
созерцание, и, наконец, сверхпознание - самадхи. Концентрация сознания
достигалась посредством многих приемов. Например, длительным сосредоточением на
какой-либо фразе, части тела (на кончике носа, языка или на небе). При переходе
на уровень дхарны йог учился удерживать свою мысль на каком-нибудь определенном
предмете. Постепенно и это г предмет становился лишним, и йог достигал полной
прострации, самого сознания в чистом виде, когда лишь тонкая нить удерживала
его
в царстве Пракрити. Для Патанджали это был последний рывок перед полным уходом
из мира материального, когда окончательно спадает пелена и истинное "я"
подвижника, его пуруша, парит, разобщенное со временем, отягощавшим его. Так
завершался путь йога, Который достигал единения с богом - Ишварой. Признавая, в
отличие от мУдрецов сакхьи, существование Бога, Патанджали не разделял многих
рас-
54 100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
НАНАК
55
хожих идей о нем, например, идею сотворения мира Ишвара - это не создатель
Вселенной, и вообще вопрос о создании в йоге не поднимается Но тогда, что такое
Ишвара9 "В нем становится бесконечным всеведение, которое у других - в зачатке,
- говорит Патанджали^_ Он - Учитель самых древних учителей, Существо, не
ограниченное временем" Можно поэтому утверждать, что Ишвара - это
неограниченное
знание Ишвара пребывает в вечном покое и бездействии и потому не в силах спасти
человека, но он ободряет ищущего примером своего блаженного бытия В дальнейшем
последователи Патанджали отказались от учения об Ишваре (которое действительно
очень мало давало человеку) и вновь связали свою доктрину с мистикой Упанишад
Конечной целью йоги, как и в древние времена, было объявлено слияние с Мировым
Духом Но и после этого число сторонников йоги оставалось незначительным, ибо
большинство людей не могло принять основное положение этого вероучения,
заключавшееся в том, что Бог открывается лишь одиночкам-аскетам, достигшим
абсолютного бесстрастия и навсегда порвавшими с земной жизнью
Нанак
Основатель религии сикхов гуру Нанак, чье вероучение представляет собой
замечательный синтез мусульманской и индусской культур, родился в октябре (или
апреле) 1469 г в Пенджабе, в небольшом местечке Тальванди, близ Лахора Его отец
был патвари (чиновник, занимавшийся сбором поземельного налога) и, видимо,
принадлежал к касте кхатри В Пенджабе в то время можно было встретить
представителей многих религий С XI в в этом районе стал распространяться ислам,
и в XVI в мусульмане составляли около половины всего местного населения Это
оказало огромное влияние на формирование мировоззрения Нанака (Считается, что
именно из ислама в форме распространенного в то время в Пенджабе суфизма Нанак
заимствовал одну из основополагающих идей своего вероучения, что Бог - это
добро
и любовь )
В семь лет Нанак поступил в деревенскую школу От природы он был наделен
незаурядными качествами - острым умом, наблюдательностью и здравым смыслом Как
свидетельствует легенда, он уже в детстве проявил удивительные способности Так,
когда учитель захотел объяснить детям, что такое алфавит, Нанак, хотя никогда
раньше не учился грамоте, объяснил значение всех букв Последователи сикхизма
верят, что это было первое Божественное Откровение, полученное будущим гуру На
|
|