|
но инертное начало.) Мир материальный обособлен от мира духовного и не
порождается им. Более того, он способен развиваться по своим внутренним законам.
Все бессознательные, стихийные изменения во Вселенной возникают как следствие
процессов в пер-воматерии - Пракрити. Пракрити, по учению Капилы, обладает
неисчерпаемой творческой энергией, но лишена сознания. Воздействие Пуруши на
Пракрити можно уподобить воздействию магнита на металл: духовное начало как бы
намагничивает лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию.
Соединившись, два плана бытия порождают действительность, столь несовершенную,
что она вся оказывается пронизанной болью и страданием. Основной смысл
философии
санкхьи сводится к тому, как помочь пуруше освободиться из плена материи,
избавиться от состояния санса-ры (земной жизни и перерождений) и кармы,
покинуть
тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения
(мокша).
При этом, не отрицая ведических обрядов, санкхья-йога рассматривала их как
низшую ступень очищения духа. Ведь обряды связаны с верой в небесную помощь, а
истинный мудрец ждет ее не свыше, он сам, следуя определенным правилам, срывает
с себя тленные оболочки. В "Мокша-Дхарме" мы читаем: "Никакой человек или бог
не
поможет счастья достигнуть; кто сам себя обуздал, тому оно достается". Обуздав
плоть воздержанием, подавив в себе "страх, тоску, изнурение, всякие
человеческие
страсти... похоть, сон, труд, непреодолимую дрему", йог "сам собой" достигает
высшего состояния: он не только "превосходит всех смертных", но и сливается с
божественной природой, "претворяет себя" в бога. Таким образом, согласно
"Мокша-
Дхарме", йога определяется как путь к спасению через самообожествление.
Из концепции Капилы и исходил Патанджали. Он обоготворял человеческий дух,
рассматривая его как царственного пленника, попавшего в силки Пракрити Йога в
данном случае представляла собой практическую сторону науки различия истинного
от иллюзорного. По словам Патанджали, подвижник должен отвратиться от "жажды
предметов видимых и слышимых". Человек, не осознавший своего природного величия,
остается в рабстве у материи "Неведение, - говорит Патанджали, - есть принятие
того, что неверно, нечисто, мучительно и не является Я, за вечное, чистое,
блаженное, Атмана". Только достигнув полного очищения, йог может в гордом
одиночестве вкушать никем не замутненное блаженство мокши. Учение Патанджали, в
отличие от йоги ранних Упанишад, представляет собой уже не путь слияния с
Абсолютом, а - порыв, усилие отдельного духа в его стремлении освободиться от
материальных уз. Путь подвижника к высшему блаженству был сложным и распадался,
согласно "Йога-сутре", на несколько этапов.
Первый этап - яма (воздержание) - представлял собой обычную аскезу.
Приступающий
к йоге должен был призвать на помощь все силы своей нравственной воли и прежде
всего отказаться причинять вред живым существам. Кроме этого, он должен был
быть
правдив, бескорыстен, терпелив и целомудрен. Ибо никакой духовный рост
невозможен без предварительного упражнения в добродетели.
ПАТАНДЖАЛИ
53
Вторая ступень - нияма (чистота) - была сходна с первой и включала в себя
дисциплину сердца, ума и тела. Ее основа заключалась в размышлении над
священными текстами, телесной и духовной чистоте, овладении желаниями и тапасе
-
контроле над стихийной силой, присущей человеку. (Это понималось не в смысле
простого подавления жизненной энергии, но в претворении ее в созидательную
активность. "Самообуздание, - читаем мы в Мокша-Дхарме, - развивает мощь".)
Третий этап - асана тесно связан с Хатха-йогой, то есть йогой, относящейся к
телесной жизни человека. (Асаны - это положения тела, в которых упражняющийся
пребывает некоторое время, как правило, неподвижно. Позднейшие йоги разработали
около 840 000 асан, впрочем, они уже не относятся непосредственно к Раджа-йоге,
а преследуют преимущественно медицинские, оздоровительные цели. Сам же
Патанджали и его предшественники имели в виду лишь добиться власти над
физическими процессами, которые, предоставленные сами себе, могли стать помехой
для духовного восхождения. Самопроизвольная каталепсия, неуязвимость в
состоянии
транса, ограниченность пищи до ничтожного количества, исчезновение пульса - все
эти явления у йогов показывают, насколько велика власть духа, укрепленного
тренировкой, и какое большое влияние способен он оказать на тело.)
|
|