|
что
кроме 9 "внутренних" превращений Лао-цзы претерпевал и "внешние", в которых
являл себя миру Несколько раз он воплощался как советник мудрых государей
древности Одно из самых важных его рождений произошло в VI в до Р X в качестве
Ли Даня, служителя архива и советника чуского вана (то есть собственно Лао-цзы)
После этого он являлся миру еще несколько раз, причем не только в Китае (Так
одним из воплощений Лао-цзы в Средние века считался Будда, с идеями которого
его
учение действительно имеет много общего )
Конфуций
Конфуций открывает собой эпоху непревзойденного расцвета мысли, ту эпоху, когда
были заложены основы китайской культуры Вопреки распространенному мнению, его
нельзя считать основателем религии в строгом смысле этого слова Хотя его имя
часто упоминают рядом с именами Будды и Зарауштры, на самом деле вопросы веры
занимали в мировоззрении Конфуция незначительное место В его облике также не
было ничего сверхчеловеческого, и он сохранился в источниках без всяких
мифологических прикрас - в жизни Конфуций был удивительно прост и даже
прозаичен
И тем не менее этот человек наложил неизгладимую печать на всю культуру и дух
своей страны и авторитет его среди соотечественников всегда был непоколебим Чем
же можно объяснить удивительную силу и обаяние его учения''
Конфуций жил за три с лишним столетия до объединения страны, в эпоху, когда
Китай занимал лишь незначительную часть современной территории В традиционной
историографии считается, что в это время страной управляла династия Чжоу (1122-
249 гг до Р X ), но на самом деле чжоуский ван, носивший титул "сын Неба",
обладал авторитетом, но не властью Он лишь исполнял ритуальные функции как
священное лицо, которому Небо доверило управление Поднебесной В
действительности
Китай был разделен на множество царств и княжеств, как крупных, так и совсем
незначительных В одном из них - небольшом царстве Лу, на востоке Китая -
Конфуций родился и провел почти всю жизнь Согласно преданиям, отцом его был
воин
Шулян Хэ, уже имевший девять дочерей, рожденных ему первой женой, и калеку-сына
от второй жены Не оставляя надежды заполучить полноценного потомка мужского
пола, чтобы было кому приносить поминальные жертвы предкам, Шулян Хэ в 70 лет
взял третью жену, 16-летнюю Чжэнцзай 22 сентября 551 года до Р X , в день
осеннего равноденствия, у нее родился мальчик - здоровый, но не очень пригожий
на вид Как писал во II в до н э историк Сыма Цянь " на макушке у него была
выпуклость и поэтому его
КОНФУЦИЙ
31
прозвали Цю ("холм")" В двухлетнем возрасте маленький Цю лишился отца, а через
14 лет умерла его мать Вскоре после ее смерти он был приглашен на службу в дом
аристократа Цзи Первой должностью Конфуция стала служба мелким чиновником при
зерновых амбарах Затем он поступил в другой аристократический дом, где, по его
словам, "разводил скот и смотрел за тем, как он плодится" В 27 лет, благодаря
знанию ритуалов и музыки, он был принят на службу в главную кумирню помощником
при совершении жертвенных церемоний "В тридцать лет я встал на ноги", - говорил
позже Конфуций Постепенно, благодаря своей учености, он стал заметной фигурой в
царстве Лу, правитель которого Чжао-гун приблизил его к себе и стал приглашать
на приемы Совершенствуя свое образование, Конфуций все время стал посвящать
систематизации чжоуских ритуальных танцев, сбору народных песен, составлению и
редактированию исторических рукописей, а главное, любимому делу - преподаванию
Перешагнув сорокалетний рубеж, он решил, что имеет моральное право учить
взрослых людей "В сорок лет, - вспоминал Конфуций, - я перестал сомневаться"
Набирая себе учеников, Учитель руководствовался принципом "ю цзяо у лэй"
("образование не признает различий по происхождению"), но это не означало, что
каждый мог стать его учеником, так как Конфуций отказывался тратить время и
силы
на недоумков "Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое
невежество Обучай только тех, кто способен, узнав один угол квадрата,
додуматься
до трех остальных", - говорил Конфуций В школу приходили люди разного положения
и возраста, часто это были отцы вместе с сыновьями Занятие это не приносило
Конфуцию больших доходов бедные ученики иногда расплачивались только связкой
сушеного мяса Но слава Учителя росла с каждым годом Многие ученики Конфуция
стали занимать видные государственные посты в различных царствах Вспоминая о
Конфуции, они писали "Учитель был ласков, но тверд, преисполнен достоинства, но
не высокомерен, почтителен, но спокоен" Как знак особой, необыкновенной судьбы
воспринимали они внешность Учителя массивный лоб, длинные уши, вздернутую
верхнюю губу, выпученные, чуть белесые глаза В своих воспоминаниях ученики
всегда подчеркивали приверженность Учителя повседневным ритуалам, так "будучи
|
|