|
Знания", - пишет далее Гермес. Трактат заканчивается его страстным обращением к
ближним: "О народы, люди, рожденные на земле, погрязшие в пьянстве, сне и
незнании Бога, отрезвитесь, встряхнитесь от вашего беспутства и чувственного
оцепенения, пробудитесь от вашего отупления!.. Почему, о люди, рожденные из
земли, вы предаете себя смерти, когда вам позволено
Г
26
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
обрести бессмертие9 Раскройтесь, вернитесь к себе самим, вы, блуждающие,
чахнущие в невежестве, отдалитесь от света сумрачного, приобщитесь бессмертию,
раз и навсегда отвергая порок"
В других трактатах дополняются и проясняются положения первого. Так, трактат №
6
развивает мысль о том, "что благо только в Боге, а кроме Его - нигде". Бог, мир,
человек - такова герметическая троица. Причем Бог - безусловно благ; мир -
безусловно зол, а человек, исходящий из обоих, - и благ и зол. С Богом он
общается путем разума и мышления, с миром - посредством чувствования Если
человек сумел отрешиться от чувствований и отдать себя разуму, то он восходит к
Богу и воссоединяется с ним Если же он отдает себя чувствованиям, то его душа
остается на земле, переселяясь все в новые и новые человеческие тела.
Хотя история изучения герметических текстов насчитывает несколько столетий,
многое в них остается для нас загадкой Прежде всего встает вопрос: как могло
случиться, что хорошо известный из мифов Гермес, занимавший в греческой религии
пусть важное, но все же служебное положение, смог приобрести такое большое
значение для египетских греков, что стал главной фигурой в новом вероучении?
Считается, что произошло это лишь после того, как александрийские и
киренаикские
греки объединили в своих представлениях греческого Гермеса с египетским Тотом,
основателем письменности, счисления и вообще наук и искусств. Как и греческий
Гермес этот ибисоголовый бог сопровождал души умерших в преисподнюю. Видимо,
это
сходство функций послужило поводом к их сближению. (В некоторых герметических
трактатах Тот выступает как сын и ученик Гермеса )
Судя по большому количеству упоминаний о нем разных авторов, герме-тизм имел
много сторонников среди ученых эллинов как в Египте, так и в Греции Но массовой
религией он никогда не был. Сложная символика и холодная аллегоричность не
позволила ему распространиться в народе. Кроме того, ему явно не доставало той
пламенной веры в непреложность Откровения, которая обеспечила победу возникшему
в то же время христианству. Авторы поздних герметических трактатов жили в ту
эпоху, когда христианство стало широко распространяться по Римской империи И
хотя прямых выпадов против него в "Герметическом корпусе" нет, скрытая полемика
между двумя вероучениями имеет место. Что касается христиан, то они относились
к
герметизму с уважением, так как находили в нем много общего с собственными
представлениями Так, в Святом Слове они видели Бога Сына, а в Уме-Демиурге
находили много общего с Богом Духом Святым. Действительно, герметическая троица
очень походила на христианскую. Поэтому книги Гермеса Трисмегиста пользовались
большим авторитетом на протяжении первых веков существования христианской
церкви. Потом они вышли из оборота и пребывали в забвении вплоть до эпохи
Возрождения.
Впрочем, влияние Гермеса не исчерпывалось областью религии и философии Помимо
боговдохновенных книг, в которых шла речь о важнейших вопросах бытия и
мироздания, в древности ходило множество трактатов по магии, астрологии и
алхимии, также приписываемых этому пророку. Этот так называемый "низкий
герметизм" был очень популярен в Средневековье как на Востоке, так и на Западе
Все позднейшие сочинения алхимиков, астрологов и разного рода оккультистов были
основаны на трактатах Гермеса.
ЛАО-ЦЗЫ
27
Г
4
КИТАЙ
Лао-цзы
Религиозные учения Древнего Китая отличались большим своеобразием. Если религии
Древнего Египта и Древней Греции были насквозь мифологичны, то китайцы
фактически не имели своей мифологии (ее место заняли исторические легенды о
мудрых правителях) Жрецов в буквальном смысле этого слова в Древнем Китае тоже
не существовало, точно так же, как не было персонифицированных богов и храмов в
их честь Жреческие функции выполнялись обычно государственными чиновниками, а
|
|