|
и тут-то из одного и того же перегноя возникли люди и проросли бобы Кроме бобов
он запрещал принимать в пищу и некоторые другие продукты - крапиву, рыбу-триглу
и многое из того, что ловится в море. Одежда его была всегда белая и чистая.
Следует отметить, что нравственная проповедь Пифагора вовсе не подразумевала
отрешенности от политических дел. Напротив, в своем стремлении воспитать
гармоничного человека, пифагорейцы много внимания уделяли воп-pocAi
общественного устройства. Пишут, что, поселившись в Италии, Пифа-горткжоре
увидел, что многие города здесь и в Сицилии находятся в рабстве друг у друга, и
употребил свой огромный авторитет на то, чтобы вернуть им вольность. Через
своих
учеников, которые были в каждом городе, он внушил их жителям помышления о
свободе. В конце концов ему удалось изменить политическое устройство в Кротоне,
Сибарисе, Регии, Гимере, Акраганте, Тавромении и некоторых других городах.
Повсюду здесь было введено умеренное аристократическое правление, причем
ведущую
роль в управлении имели члены пифагорейского союза. Пифагор пользовался в
Италии
таким почтением, что целые государства вверяли себя его ученикам. Но в конце
концов против них скопилась зависть и сложился заговор. Недовольные вскоре
нашли
себе предводителя в лице богатого кротонца Килона. Ненависть его к Пифагору
возникла из-за того, что тот категорически отказался принять его в число своих
учеников, с первого взгляда разгадав в нем злого и порочного человека.
Разгневавшись, Килон стал строить козни пифагорейцам и настраивать против них
горожан. Однажды, когда ученики Пифагора собрались в доме атлета Милона, враги
подожгли этот дом, так что все собравшиеся в нем (всего сорок человек) погибли
Другие пифагорейцы были перебиты порознь в городе. О том, был ли на этой
встрече
сам Пифагор или нет, сохранились различные свидетельства Большинство все-таки
сходится на том, что он остался жив и переехал из Кротона в другой
южноиталийский город Метапонт. Тут он и умер около 500 г до Р.Х., то ли уморив
себя голодом, толи от тоски. Вместе с ним погибло и его божественное учение,
поскольку книг он не писал, а из посвященных в его мудрость в живых не осталось
никого Уцелевшие от расправы пифагорейцы сумели сохранить, по словам Порфирия,
лишь немногие искры его философии, смутные и рассеянные. Тем не менее, пытаясь
спасти от забвения хоть это, они постарались записать то, что знали, и таким
образом ознакомили мир с общими положениями пифагорейства.
Несмотря на то что это учение оказало большое влияние на античную философию и
христианскую теологию, как религия оно никогда не имело широкого
распространения, хотя отдельные пифагорейские кружки существовали вплоть до
первых веков нашей эры. Наряду с абстрактными математическими богами,
божественные почести в них воздавались также и самому Пифагору Многие считали
его богом еще при жизни. Сохранились рассказы о многих его чудесах. Пишут,
например, что в один и тот же день его могли видеть беседующим с учениками в
италийском Метапонте и в сицилийском Тавромении, хотя их отделяет друг от друга
несколько дней пути по суше и по морю. Сообщают также, что Пифагор мог
останавливать повальные болезни, отвращать ураганы и градобития, укрощать реки
и
морские волны, а также предсказывать землетрясения Некоторые уверяли также, что
учитель имел золотое бедро и по этому признаку безошибочно судили о том, что он
был не кто иной, как сам Аполлон Гиперборейский.
24
100 ВЕЛИКИХ ПРОРОКОВ И ВЕРОУЧИТЕЛЕЙ
Гермес Трисмегист
Через тысячу лет после смерти Эхнатона Египет был завоеван Александром
Македонским и широко открылся влиянию греческой культуры. Новая столица страны
-
Александрия - вскоре превратилась в один из важнейших центров античной
философии
и просвещения, затмив в этом отношении даже греческие Афины. Все стороны жизни
египтян оказались тогда под сильным иноземным влиянием. Не избежала новых
веяний
даже их традиционная древняя религия - наряду с почитанием старых богов
утверждались новые культы, древние мифологические и религиозные представления
сменялись другими. Именно в эту эпоху в Египте возникает и распространяется
своеобразное религиозно-философское учение герметиков. История его зарождения и
развития остается во многом неясной. Известно только, что с первых веков нашей
эры, если не раньше, в Египте стали появляться небольшие трактаты на греческом
языке, в которых главную роль, то ли в виде автора этих трактатов, то ли в виде
|
|