Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - СТО ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-
 
чем эти: "Язык создан не одним каким-нибудь классом, а всем обществом, всеми 
классами общества, усилиями сотен поколений". Сопоставляя язык с орудиями 
производства - также "надклассовыми" ценностями, он признавал приоритет 
духовной 
и материальной культуры в их единстве и взаимосвязи. Идея верная, по крайней 
мере в соответствии с его представлениями о монизме природы и общества. "Сфера 
действия языка... почти безгранична".
Его работа "Марксизм и вопросы языкознания", откуда взяты эти цитаты, была 
написана в 1950 году. Почему руководитель страны, выполнявший огромный объем 
работ, "отвлекся" на такую тему? Для языкознания она была важна, ибо школа 
академика Н.Я. Map-
82
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
pa претендовала на единственно верную марксистскую позицию, подавляя тем самым 
все другие течения. Работа Сталина открывала возможность для иных направлений. 
Более того. Печальной памяти сессия ВАСХНИЛ, разгромившая "вейсманистов-
морганистов", была прелюдией более широкого наступления на науку, в частности 
на 
физику. По-видимому, только вмешательство Сталина воспрепятствовало этой акции.
"В органах языкознания... - писал Сталин, - господствовал режим, не 
свойственный 
науке и людям науки". Дальше - больше: "Общепризнано, что никакая наука не 
может 
развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики". Марксизм-
ленинизм в СССР был чем-то вроде государственной религиозной философии, а не 
наукой. Понимал это Сталин? По-видимому, понимал.
Религиозный характер господствующей идеологии совершенно логичен и оправдан. 
Людям требуется вера в нечто устойчивое, абсолютное. Опора должна быть надежной.
 
Но она требует подтверждений истинности в реальности. И сталинская система 
давала такие подтверждения: подъем государства, повышение жизненного уровня до 
войны и после войны, победа над фашизмом, снижение цен. Коллективное 
подсознание 
народных масс укреплялось таким образом.
Сталин стал выразителем воли большинства. Превратился в провозвестника новой 
религии, пророка и одновременно основателя государства нового типа. В этом 
отношении его повторял Гитлер. Но Сталинская система оказалась продуманней, 
более жизнестойкой, более отвечающей природе человека и общества. Произошло 
столкновение идеи господства сверхчеловека и соборности (коммунизма). Это сразу 

же понял и оценил В.И. Вернадский. В конце 1941 года он писал, что крах Гитлера 

неизбежен; наступает перелом в истории человечества и всей биосферы. Он 
сопоставлял Великую Отечественную войну с Первой мировой: "Совершенно 
несравнимо. Народ как бы переродился. Нет интендантства, наживы и обворовывания.
 
Армия снабжается, по-видимому, прекрасно. Много помогают колхозы Исчезла рознь 
между офицерством и солдатами. Много талантливых людей... достигает высших 
военных должностей". Он отмечал и другие перемены к лучшему, в частности 
укрепление научных организаций.
Сталинская идеология не была апофеозом вещизма. Принцип материальных ценностей, 

как верно отметил Сталин, лежит в основе капиталистического производства, где 
главная цель - получение наивысших прибылей, а для социализма - "обеспечение 
максимального удовлетворения материальных и культурных потребностей общества". 
Кстати, Сталин не признавал плановую систему ведения
СТАЛИН
83
хозяйства главным признаком социалистической системы; подчеркивал, что 
планирование помогает бескризисному развитию хозяйства, предоставляет хорошие 
возможности, но еще не гарантирует положительных результатов. В этой связи он 
говорил о "высшей рентабельности" производства, когда определяется не текущее 
состояние данного отдельного предприятия или отрасли, а - на перспективу (10-15 

лет) и с учетом гармоничного развития всего народного хозяйства. Он 
провозглашал 
категорический нравственный императив, о котором писал И. Кант: недопустимо 
относиться к человеку как к средству для получения наивысших прибылей; человека 

надо считать целью. И это тоже делало его личную диктатуру - народной.
После его смерти госхозпартаппарат получил абсолютное господство над страной и 
народом, используя национальные богатства прежде всего на удовлетворение своих 
быстро растущих материальных потребностей. После 1960 года смертность населения 

начала постепенно возрастать, а резкое улучшение жизненного уровня относилось 
только к правящим "выходцам из народа" - и подпольным капиталистам. Диктатура 
народа перешла в диктатуру "руководящих органов" и тех, кто распределял блага 
(хозяйственники, торговцы).
Религиозно-философские искания русской идеи можно продолжать и впредь. Но это 
уже не более чем пустопорожние разговоры, бессильные заклинания. Только у 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-