|
поэтов того времени писал: "Вот возобновляются времена, воскресает жизнь
древних, возрождается то, чем сиял Рим".
Однако при всех талантах Карла Великого как полководца и государственного
деятеля ему не удалось разжечь зарево Возрождения - эпохи бурного брожения
мысли, устойчивого обновления культуры. Даже выдающаяся личность не может резко
изменить развитие общества. В те времена гигантская империя напоминала
лоскутное
одеяло; состояла из слишком разнородных и не объединенных единой идеологией и
культурой частей. Самого монарха, правда в шутку, мы бы теперь назвали "бомжем",
не имеющим определенного места жительства человеком.
м
56
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
Он вынужден был кочевать со своим двором из одного поместья в другое, чтобы
прокормить свою обширную свиту, охрану, чиновников и держать под контролем
страну (главная его резиденция была в Ахене).
"Правление Карла блеснуло недолгим светом, - сделал вывод Р.Ю. Виппер. -
Соединить в одно целое и удержать под одной властью в течение 40 лет такую
обширную империю удалось отчасти при помощи искусных приемов римского
управления, которые сохранились в Византии и передались на Запад через
посредство церкви. Однако сеньеры и магнаты не хотели служить послушными
орудиями верховной власти, каковыми были византийские стратеги, командиры и
чиновники. О подчинении государству в империи Карла не было и речи. Малые и
простые повиновались сильным и богатым; все служили только определенным лицам.
Сам император Карл производил наибольшее обаяние и увлекал массы; его смертью
все кончилось, его счастливые качества уже не передались наследникам его титула.
Но молва о великом монархе, воителе и правителе стала ходить в сказаниях. Через
70 лет после его смерти монах Сан-Галленской обители (у Боденского озера в
Швейцарии) собрал различные рассказы, где Карл выступает глубоко мудрым
правителем, способным открыть неправду и читать в сердцах людей. Военное
предание изображает его "железным Карлом", от появления его войск дрожит
земля... Прозвание Великого слилось у французов в одно с его именем , а у
соседних славян его имя стало нарицательным (краль, король - не что иное, как
Карл)"
.Странным образом в разных странах, у разных народов во все эпохи складывался
культ некоторых личностей, переходящий после смерти этих людей в демонизацию
или
едва ли не обоготворение. Чем это вызвано? Причудами массового сознания,
склонного к мифологизации действительности? Преклонением перед героями?!
Стремлением представить гениев сверхчеловеками, наделенными необычайными
качествами9 Надеждами на возвращение героических эпох?
Казалось бы, да какая разница? Может, люди просто склонны развлекаться
красочными преданиями, анекдотами, ужастиками, побасенками Ничего особенного. .
И все-таки есть, пожалуй, в этом немалый смысл Ныне живущим предлагается
ориентироваться на выдающихся представителей рода человеческого, верить в
сверхобычные возможности личности, способной на великие дела. И если культ
героев и великих людей угасает, а их образы тускнеют и опошляются, значит такой
народ преывает в духовном упадке.
ЧИНГИСХАН
57
ЧИНГИСХАН
(1155-1227)
Согласно преданию, он родился, "сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток
крови". Так ли было в действительности, выяснить невозможно, однако этот
ребенок
стал одним из самых жестоких и кровожадных завоевателей в истории человечества.
Имя его - Чингисхан Темучин - наводило ужас на многие народы и страны.
Его отец, хан Багадур (Богатырь), предводитель одного из монгольских племен,
кочевавших в забайкальских степях, начал объединять соплеменников под своей
властью. Когда он умер, подчиненные ему ханы восстали и попытались вырезать всю
его семью. Темучину пришлось долго скитаться Обладая гибким умом, твердой волей,
жестокостью и осмотрительностью, он сплотил вокруг себя группу приверженцев,
справился поодиночке со своими врагами и продолжил дело отца
В 1206 году на всеобщем съезде кочевников его провозгласили Чингисханом
(Великим
ханом, императором). Выбор оказался чрезвычайно удачным. Чингисхан прояаил
выдающиеся качества организатора. Он укрепил центральную власть и войско;
составил свод законов и ввел общемонгольскую письменность (не умея ни читать,
ни
писать!). Объявил всеобщую воинскую и трудовую повинность. Предоставил больше
свободы женщинам, чтобы они могли вести хозяйство при постоянных отлучках
мужчин
|
|