|
языческими культами).
Так или иначе, решение было принято, началось строительство Дворцов и храмов, а
также новых крепостных сооружений Византия, который в мае 330 года был освящен
под именем Константинополь. Сюда было свезено множество замечательных
памятников
античного искусства: город стал хранителем эллинских традиций в искусстве,
литературе, архитектуре и в то же время превратился в
52
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
первый мощный оплот христианства.
...В цикле рассказов и повестей австрийского писателя Стефана Цвейга "Звездные
часы человечества" есть рассказ "Гений одной ночи" о создателе "Марсельезы"
Руже
де Лиле. Так вот, Константина с полным основанием можно считать гением одного
решения, ибо оно стало одним из очень немногих деяний, которое предопределило
развитие всей мировой цивилизации. Перенеся столицу на окраину империи, он
основал центр античной, а не только христианской культуры там, где не так
сильно
сказывалось духовное разложение римского общества.
Может показаться странным, что эллинские традиции не сохранились в самой Греции.
Ведь можно было сделать столицей, например, некогда славные Афины. Почему
Константин не сделал такого выбора?
Ответ на вопрос может подсказать историк II века Полибий: "В наше время всю
Грецию постигло неплодие и вообще скудость населения, вследствие чего и города
запустели, и произошли неурожаи, хотя не было у нас ни продолжительных войн, ни
заразительных болезней". То есть здесь была та же беда, что и в Италии,
связанная главным образом с истощением природных ресурсов (лесов, почв, рек). А
еще сказывались и духовные факторы. "Когда люди утратили простоту и сделались
любостяжательными и расточительными, - пояснял Полибий, - и перестали вступать
в
брак, а если вступали, то с тем, чтобы не иметь больше одного или, в крайнем
случае, двух детей, чтобы оставить им значительные богатства и воспитать их в
роскоши, - вот при каких условиях постепенно усилилось бедствие".
Трудно сказать, насколько хорошо понимал и учитывал все это Константин, но
выбор
его оказался важные не только для христианства как государственной религии,
определившей главные черты европейского Средневековья, но и для завершившей
этот
период эпохи Возрождения, ассимиляции античной культуры, хранительницей которой
на многие века стала Византия. Отсюда православие перешло к восточным славянам
и
стало одной из наиболее надежных опор Киевской Руси, Московского княжества и,
наконец, Российской империи.
Что же касается самого Константина Великого, то приходится признать, что он, в
отличие от своей матери Елены, причисленной к лику святых, не был исполнен
христианских добродетелей, порой был неоправданно жесток и коварен, а также
непоследователен в вопросах веры. По словам крупного историка Византии Ф.И.
Успенского: "Остается., неясным вопрос о том, насколько Константин сам был
затронут евангельским учением, и насколько в его церковной политике уделено
было
место нравственным принципам,
ВЕЛИКИЙ
53
вытекающим из проповеди Христа. Все, по-видимому, приводит к тому заключению,
что равноапостольный Константин воспользовался новым учением как средством для
мировластительства и как политическим орудием, и что божественность
евангельского учения мало коснулась его умонастроения и убеждения".
Действительно, он был прежде всего государственным деятелем и полководцем, для
которого духовная жизнь - и личная, и общественная - подчинялась требованиям
державным, необходимости укреплять власть правителей. Византийская империя
воплотила в себе синтез греческой культуры, римского права и государственного
устройства, христианской религии. То же в разных пропорциях стало с той поры
присуще все большему числу европейских стран.
КАРЛ ВЕЛИКИЙ
(742-814)
Появление его империи, как всегда в истории, было предопределено (во всяком
случае, при ретроспективном взгляде) делами по меньшей мере двух его
предшественников Первым был Карл Мартелл (ок. 688-741) - сын майордома
(герцога)
одной из трех крупных франкских провинций Автразии Пипина II Геристальского,
который распространил свое влияние на два других майордома. Карл уделял большое
внимание организации своей сравнительно небольшой армии. По традиции германских
племен, франки отдавали предпочтение пехоте, но он постарался создать и хорошую
|
|