Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К. Баландин - СТО ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-
 
книге он перечисляет все то хорошее, что передали ему предки и чему и научили 
воспитатели, благодаря судьбу (богов) за свои сдержанность, презрение к роскоши 

и богатству, стремление к справедливости. А еще, как он пишет, за то, что, 
"возмечтав о философии, не попал я на софиста какого-нибудь и не засел с 
какими-
нибудь сочинителями да за разбор силлогизмов; и не занялся внеземными 
явлениями" 
(последнее надо понимать как отстранение от увлечения гороскопами, гаданиями и 
другими суевериями, которые стали популярны в период деградации римского 
общества).
Прекрасно понимая, что мудрость правителя проявляется не в словах, а в делах, 
он 
обращается к себе: "Трудись, не жалуйся. И не из желания, чтобы сострадали, 
изумлялись; одного желай: двигаться и покоиться так, как почитает за достойное 
гражданственный разум". "Радость человеку - делать то, что человеку свойственно.
 
А свойственны человеку благожелательность к соплеменникам, небрежение к 
чувственным движениям, суждение об убедительности представлений, созерцание 
всеобщей природы и того, что происходит в согласии с ней". "Если кто может 
уличить меня и показать явно, что неверно я что-нибудь делаю или понимаю, 
переменюсь с радостью. Я же правды ищу, которая никому никогда не вредила; 
вредит себе, кто коснеет во лжи и неведении".
Искание правды-истины - первооснова философии и науки. И хотя Марк Аврелий не 
создавал завершенного и логически непротиворечивого учения, а его высказывания 
разрозненны и не сведены в единую систему, его по праву называют выдающимся 
философом. В своих размышлениях о бренности всего земного, вечных круговоротах 
материи, неизбежности смерти как разложения на атомы для дальнейших превращений 

он остается современным на все времена. Есть смысл вдуматься в его слова: 
"Время 
человеческой жизни - миг; ощущение смутно; строение тела бренно; душа 
неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все 
относящееся 
к телу, подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба 
и 
странствия по чужбине; посмертная слава - забвение. Но что же может вывести на 
путь? Ничто, кроме философии" (учтем, что в его понимании философия, как 
следует 
из названия, любовь к мудрости).
Может показаться, что Марка Аврелия следовало бы отнести в разряд философов, а 
не государственных деятелей и полководцев. Ведь для него главенствующей была 
духовная жизнь. По его убеждению: "Пора не только согласовывать свое дыхание с 
окружающим воздухом, но и мысли с всеобъемлющим разумом. Ибо разумная сила так 
же разлита и распространена повсюду для того, кто способен вбирать ее в себя, 
как сила воздуха для способного к дыханию". "Смотри

внутрь себя". Или: "Но неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за 
движениями своей собственной души".
И все-таки поистине гениален Марк Аврелий именно тем, что, оставаясь крупным 
государственным деятелем и видным полководцем, не переставал быть философом, 
проявляя высокий интеллект и мудрость. Остается только сожалеть, что подобных 
людей было слишком мало в истории: одних власть развращает, других делает 
лицемерами, третьих - приспособленцами, четвертые употребляют ее, чтобы 
потакать 
своим низменным чувствам, пятые становятся страшным орудием в чужих нечистых 
руках... Марку Аврелию удалось преодолеть искушение властью без особых усилий 
благодаря склонности к философии, стремлению к правде и достойной жизни. 
Немногим из правителей дано было понять, осознать простую и верную мысль, 
высказанную им: "Люди существуют друг для друга".
Обращаясь к себе, он, в сущности, говорил каждому из нас: "Представь себе, что 
ты уже умер, что жил только до настоящего момента, и остающееся время жизни как 

доставшееся сверх ожидания проведи согласно с природой".
КОНСТАНТИН
(272-337)
Пример Марка Аврелия показывает, что мудрый правитель-философ способен достойно 

пройти свой жизненный путь и руководить государством. Однако это еще не 
является 
гарантией славного будущего страны под властью его преемника. Возможно, причина 

в том, что всякий крупный мыслитель, очень пристально вглядываясь в глубины 
собственной души, не всегда обращает должное внимание на своих близких, а 
стремясь познать настоящее, мало задумывается о будущем.
Верно сказал Марк Аврелий: "Не все же разглагольствовать, каким должен быть 
хороший человек, пора и стать им". Для себя эту непростую задачу он выполнил, 
но 
сына своего не смог воспитать соответствующим образом. И с той поры Римская 
империя стала клониться к закату, а разложение ее начиналось с верхних 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 241
 <<-