|
разрешается закабалять должников. Такие правила устраивали богачей и бедняков,
властителей и подчиненных. Неудивительно, что ислам оказался прочным духовным
цементом, который сплотил воедино арабские племена и разные социальные слои.
Взлет творческой мысли в арабских странах определялся прежде всего религиозным
энтузиазмом и распространением на обширных территориях исламского владычества.
Через десять лет после смерти Пророка его последователи быстро завоевали Персию,
Сирию, вторглись в Индию, позже захватили Египет, Карфаген, а в начале VIII
века
- Испанию. Могущественные и богатые халифы, в частности Гарун аль-Рашид (Харун
ар-Рашид), оказывали покровительство философии, наукам. Этому примеру следовали
влиятельные сановники и купцы. Представители стран ислама открыли для себя
богатейший пласт духовной культуры, в частности интеллектуальное наследие
Греции
и Рима.
В XIII веке арабская цивилизация пришла в упадок. Прошло несколько крестовых
походов; прокатилось по Азии и Восточной Европе монгольское нашествие, разрушив
могущественный Багдаде-, кий халифат. Сама столица была захвачена монголами в
1258 году. Закончилось и мавританское владычество в Испании.
ПРАВИТЕЛИ, ПОЛКОВОДЦЫ
Степень гениальности религиозного учителя определяется будущим: тем, насколько
его идеи будут восприняты массами. У правителей и полководцев многое зависит от
текущей ситуации. Военачальник, вдобавок, вынужден подчиняться приказам
вышестоящего начальства.
Великий мифический герой Геракл совершал подвиги, находясь на службе у
бездарного царька, но имея возможность проявлять мужество, силу, смекалку. А
полководцу приходится руководить вполне определенными воинскими подразделениями
и командирами, которые ему выделены (если он не правитель) верховным
начальством. В таких условиях нередко замечательный стратег и тактик терпит
поражение по независящим от него обстоятельствам. Этих неудачников придется
оставить вне нашего внимания, ограничившись только теми, кто прославлен в веках.
Из государственных деятелей, быть может, самые выдающиеся жили очень давно. Им
довелось создавать общественные структуры, системы управления, вводить первые
законы, основывать правящие династии. Однако о таких людях сохранились
преимущественно легенды или отрывочные сведения.
Едва ли не первой в мире исторической личностью является Нармер (около XXXI в.
до н.э.) - царь Верхнего (Южного) Египта. О нем стало известно благодаря
найденной в г. Иераконполе каменной пластинке, на которой изображен фараон и
написано, что он покорил обитателей дельты Нила (Нижней Египет) и взял 6 тысяч
пленных. Правда, согласно Геродоту, основал Первую династию фараонов Раннего
царства Мин (или Менее). Не исключено, что Нармер и Мин - одно лицо (фараоны
нередко имели по нескольку имен).
В Двуречье был в древности наиболее прославлен Гильгамеш (или Вильгамее) - царь
города-государства Урука, живший около XXVIII в. до н.э. О нем сохранились
главным образом легенды. Посвящена ему эпическая поэма "О все видевшем" -
древнейшая из всех известных на Земле (она на полтора-два тысячелетия старше
Библии). Поэма повествует, в частности, о всемирном потопе, а Гильгамеш
выступает как мифологический герой. В действительности он прославился как
мудрый
правитель и блестящий стратег, завоеватель Нижней Месопотамии. По-видимому, он
совершил успешный поход в Сирию и Ливан, доставив в свою страну ценный
ливанский
кедр. В поэме Гильгамешу, занятому поисками цветка бессмертия, душа умершего
печально сообщает: "Друг мой, тело мое... как старое платье, едят его черви".
Единственно доступное челове-
32
100 ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ
ку бессмертие - остаться прославленным в памяти потомков добрыми великими
делами.
Другим выдающимся правителем в Двуречье был Шульги (2093- 2046 гг. до н.э.) -
царь III династии Ура (Нижняя Месопотамия). При нем государство достигло
расцвета. Он ввел культ царя и учредил первое из известных законодательство,
предусматривающее наказания за преступления. Например, за членовредительство
полагалось выплачивать штрафы (в отличие от более позднего принципа "око за око,
зуб за зуб"; ведь от того, что выбьешь обидчику - глаз или зуб, собственные
части организма не восстановятся).
Достоин упоминания и Хаммурапи (первая половина XVIII в.) - царь Вавилонии,
установивший свое владычество над всем Двуречьем. Он составил свод законов,
высеченный на черном базальтовом столбе-обелиске. Судебник Хаммурапи состоит из
282 пунктов, учитывающих различные аспекты жизни общества. В нем впервые
установлены принципы вины и злой воли: предумышленное убийство, например,
наказывалось суровей, чем нечаянное. А вот телесные повреждения карались по
|
|