|
чудесны, и для ухода за ними требовалось много садовников. Все было выстроено
из камня и оштукатурено - бани, дорожки, уборные и покои были сделаны как
летние домики, где
индейцы пели и танцевали>.
Был у Монтесумы и зверинец, в котором, по утверждению современников, помимо
всяческих животных, царь ацтеков содержал
ВО ДВОРЦАХ МОНТЕСУМЫ
163
<уродливых мужчин и женщин, одни из которых были калеками,
другие карликами или горбунами>. Эрнан Кортес в своих записях
упоминал, что во дворце императора ацтеков существовала специальная комната для
<абсолютно белых людей> - альбиносов, которых приносили в жертву богам во время
солнечных затмений.
Во время полного затмения, когда Солнце приобретает сначала
серповидную форму, а затем от него остается лишь ободок света,
этих несчастных людей приносили в жертву. В глазах ацтеков все
они, особенно карлики и шуты, были посмешищем. С детства жили
они во дворцах ацтекских повелителей, где их обучали всяким фокусам и хорошо с
ними обращались, но только до наступления солнечного затмения. Ацтеки верили,
что души этих <уродцев> достигнут Солнца, развеселят его, тогда тень сойдет с
солнечного лика и
опасность затмения минует. А принесенные в жертву обретут еще
большее счастье в мире Солнца.
ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ ВО ФЛОРЕНЦИИ
Палаццо Медичи-Риккарди
К середине XIV века на поверхность городской жизни Флоренции поднялись многие
семьи, отличавшиеся неистощимой энергией
и деловой хваткой. Среди них особенно заметно выделился род Медичи,
представители которого в прошлом были лекарями (именно
это значение имеет их фамилия). К середине XV века банкирский
дом Медичи стал одним из самых богатых и влиятельных во Флоренции.
Козимо Медичи Старший, хотя формально и занимал положение рядового гражданина,
на самом деле был фактическим правителем Флоренции, так как в правительстве
находились верные и преданные ему люди. Не желая особо выделяться, Козимо
Медичи,
которого называли <Отцом отечества>, долгое время не решался построить для
своей семьи дворец, проект которого уже давно был
составлен архитектором Ф. Брунеллески. Осмотрительный глава рода
Медичи не отваживался претворить в жизнь замысел зодчего, ибо
тот задумал слишком роскошное здание.
Как говорится в <Книге Антонио Булли>, Ф. Брунеллески <изготовил модель дома,
или дворца, Козимо де Медичи, который должен был находиться на площади Сан
Лоренцо так, чтобы ворота
были против двери (среднего портала) Сан Лоренцо. Здание это
ПАЛАЦЦО МЕДИЧИ ВО ФЛОРЕНЦИИ 165
было бы таким, каких, пожалуй, теперь мало на земле, если бы
следовали проекту Филиппе. Но так как Козимо показалось, что
постройка обойдется дорого, то он отложил этот проект в сторону,
хотя и пожалел об этом впоследствии. Ибо Филиппе, который воплотил в этом
творении весь свой гений, в гневе уничтожил его,
говоря при этом, что он давно мечтал хоть раз в жизни создать
редкое произведение искусства и думал, что встретил человека, который и хотел
этого, и способен был это выполнить.
Утверждают, что никогда не видели Филиппе таким веселым,
как во время работы над этой моделью. Козимо очень сожалел, что
отказался от нее, и говорил, что ему никогда не приходилось беседовать с
человеком столь возвышенного ума, и горько сетовал на самого себя>.
Собираясь строить фамильный дворец, достойный положения
его владельцев, К. Медичи отдал предпочтение проекту М. Микелоцци, ибо, как уже
говорилось выше, проект Ф. Брунеллески показался ему слишком роскошным для
гражданина свободной Флоренции, пусть даже и самого могущественного.
Конституция Флорентийской республики устанавливала предельные размеры новых
построек, на этом основании власти и отвергли проект Ф. Брунеллески, отдав
|
|