|
сделано в виде позолоченной змеиной пасти, а хвосты змей обвива
ли ствол дерева. Пасти змей изрыгали четыре различных напитка:
вино, тарасун (рисовое пиво), кумыс и бал (напиток на меду).
Для принятия напитков внизу был устроен особый серебряный
сосуд, который располагался между четырьмя трубами у подножия
130 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
дерева. На самом верху дерева парижский мастер сделал ангела, дер
жавшего трубу, а под деревом устроил подземную пещеру, в которой
мог спрятаться человек. Через середину дерева до самого ангела под
нималась труба.
Вне Зала приемов располагался подвал с напитками, в котором
всегда находились слуги, готовые потчевать гостей, как только ус
лышат звук трубы ангела. Когда главный виночерпий нуждался в
вине, он кричал ангелу. Прятавшийся в пещере человек дул в трубу,
которая вела к ангелу, и ангел "дул" очень громко уже в свою
собственную трубу. Услышав этот звук, находившиеся в подвале
слуги наливали каждый свой напиток в специальные трубы, откуда
напитки переливались в специальные сосуды. Судя по описанию
В. де Рубрука, подача напитков из подвала осуществлялась не по
принципу сообщающихся сосудов, а при помощи насосов.
Комплекс дворца Тумэн-Амгалан состоял из торжественного па
вильона ворот. Зала приемов и меньшего здания жилых покоев. На
восточной и западной сторонах дворцового комплекса, как уже ука
зывалось выше, размещались вспомогательные помещения.
Несколько лет назад исследователи Б. Даажав (Монголия) и
В.Н. Ткачев (СССР) предприняли попытку реконструировать дво
рец Угэдея. Руководствуясь монгольским названием дворца, они
воссоздали его не в прямоугольном плане, а в виде квадрата с при
строенным к его южной стороне портиком. Серебряное дерево-фон тан они
разместили в центре, как "дерево-государь", символизиро вавшее
"мировое дерево" - космическую ось, связывающую сред ний мир людей с
верхним и нижним мирами. Но где на самом деле
располагалось дерево во дворце Тумэн-Амгалан? Некоторые ученые
считают, что размещалось оно перед вдохом во дворец, а не внутри
его. В своем предположении они исходят из описания В. де Рубру
ка: "Так как в этот большой дворец непристойно было вносить
бурдюки с молоком и другими напитками, то при входе в него
маэстро Вильгельм парижский сделал для хана большое серебряное
дерево". Однако из дальнейшего повествования В. де Рубрука сле
дует, что дерево размещалось внутри дворца.
Почитание такого дерева было известно и у многих сибирских
народов. Во время священнодействия у дерева-государя совершался
сложнейший ритуал, которым руководил шаман. В этом многосту
пенчатом обряде, призванном обеспечить преуспевание императора
и императрицы - представителей космических сил Неба, все при
сутствующие связывались воедино магической силой ритуала.
Эти же цели преследовало и серебряное дерево во дворце хана
Угэдея, которое олицетворяло не только щедрость хана, но и "дерево
ДВОРЕЦ ХАНА УГЭДЕЯ В КАРАКОРУМЕ 131
шаманов". Праздник начинался с магических церемоний, посвящен
ных молениям о ниспослании благословения Неба для императора и
всех присутствующих.
Трон хана располагался в северной части Зала приемов так, "что все
могли его видеть. К престолу хана вели две лестницы: по одной пода
ющий ему чашу поднимался, а по другой - спускался. Ни перегоро док, ни
занавесок в Зале приемов не было, так что все допущенные во
дворец могли лицезреть хана. Менее привилегированные гости остава
лись за пределами дворца. Пространство между деревом и лестницами
оставалось пустым; именно здесь стоял подающий чашу, а также под
носящие дары послы. Сам же хан сидел вверху, как некий бог".
КОРОЛЕВСКИЙ ЗАМОК В ПРАЖСКОМ
ГРАДЕ
Расположенная на реке Влтаве, под сенью возвышающегося на
|
|