|
ДВОРЕЦ ХАНА УГЭДЕЯ В КАРАКОРУМЕ
Южный фасад дворца хана Угэдея
В середине XX века монгольско-советская археологическая экс
педиция под руководством известного исследователя С. В. Киселева
проводила раскопки на территориях Южного Забайкалья и Север
ной Монголии. Участникам экспедиции, в числе многих других на ходок,
удалось еще найти фундамент величественного дворца Ту мэн-Амгалан,
который в 1245 году в Каракоруме - древней столице
Монгольской империи - возвел хан Угэдей. Название дворца озна
чает "мир, десятитысячекратное спокойствие", но не было покоя и
мира на открытых степных просторах, и многие монгольские города
в XIII-XIV веках смели беспощадные бури междоусобиц и войн.
Сведения о Каракоруме и дворце хана Угэдея имелись еще в
китайских хрониках, а также в сочинениях Рашид-ад-дина, венеци
анского путешественника Марко Поло и трудах В. де Рубрука. Ра шид-ад-дин,
описывая дворец со слов очевидцев, называл его "вели чественным и
высоким замком, который украсили наилучшим обра зом, разрисовали
живописью и изображениями и назвали его "кар ши" (от монгольского слова
"харши" - дворец). Археологические
раскопки подтвердили, что черепичная крыша дворца в свое время
действительно сверкала изумрудно-зеленой и золотисто-желтой по
ливой, а ее декоративные детали горели красным и синим пламенем.
Дворцовый ансамбль располагался южнее Каракорума, застрой ка
города и возведение городской стены начались позднее. Во время
наездов императора, что случалось два раза в год, дворец окружали
ДВОРЕЦ ХАНА УГЭДЕЯ В КАРАКОРУМЕ
129
передвижные жилища придворных и гостей - в строгом соответ
ствии с их рангом и монгольской традицией На стоянках древних
монголов жилые юрты размещались между двумя рядами телег с
имуществом. Получалось, что "дом стоял между двумя рядами ПОЁО
зок, как бы между двумя стенами".
Количество таких повозок с имуществом являлось свидетельством
богатства и власти. Этот признак могущества отразился и на дворцо
вом комплексе Тумэн-Амгалан. При подходе к дворцу, справа и слева
от него, располагались вспомогательные корпуса - "длинные, как риги,
куда убирали съестные припасы хана и его сокровища".
В настоящее время от дворца Тумэн-Амгалан почти ничего не
осталось, и об отделке его интерьеров можно судить лишь по фраг
ментам покрытия пола. В центральной части Зала приемов пол по крывали
поливные плитки зеленого цвета, в северной части Зала
плитки оставались неглазурованными.
Изучив расположение всех каменных монолитов и рытвин, ос
тавшихся после того, как их вынули, ученый С.В. Киселев сделал
следующий вывод: в ряду с севера на юг располагалось девять ка
менных блоков, а таких рядов было восемь. Следовательно, дворец
был "семинефным и опирался на 72 столба". Тридцать столбов были
включены в линию дворцовых стен, а другие поддерживали пере
крытия над внутренней площадью, размеры которой равнялись по
чти 2500 квадратным метрам.
Здание Зала приемов было возведено на насыпной платформе. Как
сообщал Рашид-ад-дин, дворец был построен "с очень высоким осно
ванием и колоннами, как и приличествует высоким помыслам такого
государя". Высота платформы равнялась полутора метрам, а с юга на эту
платформу вели пандусы. По описанию В. де Рубрука Зал приемов был
"пятипролетным, а сам дворец напоминал церковь, имея в середине
корабль, а две боковые его стороны отделены двумя рядами колонн".
В. де Рубрук описывает и чудо искусства и механики - находив
шееся во дворце серебряное дерево-фонтан, выполненное парижским
мастером Вильгельмом. Фонтан представлял собой "большое серебря
ное дерево", у корней которого находилось четыре серебряных льва,
изрыгающих через внутреннюю трубу белое кобылье молоко.
Трубы были проведены и внутрь дерева - до самой его верхуш
ки. Отверстия труб были обращены вниз, и каждое из них было
|
|