|
мелкие торговцы, рикши и кули. Жили тут и крестьяне,
привозившие для города продукты. Их поля и огороды располага
лись тогда на окраине Внешнего города, а иногда и прямо на его
территории.
Весь Внутренний город принадлежал императору на правах част
ной собственности. Он жаловал дворцы, а иногда и целые кварталы
своим придворным, особенно щедро награждал военных, возвращав
шихся из победных походов. Военачальники, потерпевшие пораже ние или
впавшие в немилость, если и оставались в живых, то лиша лись права жить
во Внутреннем городе и вместе со своей свитой
удалялись за его пределы.
Во Внутреннем городе особой пышностью и роскошью отлича
лась его центральная часть - Императорский город и расположен ный
внутри него "Запретный город", в котором жили китайские
императоры и куда имел доступ только ограниченный круг людей.
Каждый из районов Внутреннего города был обнесен своей соб
ственной крепостной стеной, а Императорский город стеной, длина
которой составляла около 24 километров, высота - 13 метров и тол
щина - 11 метров. Эту стену возвели в 1421 году при Минской ди настии,
а укрепили ее в 1439 году. Вдоль стены сооружено много
башен с амбразурами и бойницами, но угловые и надвратные "баш
ни" трудно назвать башнями в том смысле, как мы их понимаем.
Это многоэтажные сооружения, огромные дома с массивными кир
108 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
личными стенами, крытые многоярусной черепичной кровлей. Де
сятки квадратных окон прорезаны в стенах этих башен-крепостей.
"Запретный город", кроме того, был окружен глубоким рвом с
водой. Берега этого рва отвесно выложены гранитом. Все площади в
"Запретном городе" выложены тем же кирпичом, из которого клали
городские стены, а прямая дорога- большими-плитами серого или
беловатого гранита.
В центре "Запретного города" располагается главное здание всего
дворцового комплекса - павильон "Зал высшей гармонии" (Тайхэ
дянь), который построен в конце XVII века. Чтобы подойти к нему,
надо от главных ворот Тяньаньмынь ("Ворот небесного спокойствия")
пройти через несколько меньших павильонов, расположенных на
высоких белокаменных террасах с открытыми лестницами и ажур
ными каменными оградами.
Павильоны выделялись многоцветными орнаментальными рос
писями фасадов и приподнятыми кверху углами золотисто-желтых
ярких крыш. Вся эта анфилада зданий с высокими залами, в кото
рых всегда много света и воздуха, вытянута с юга на север. Но если
отклониться от нее на восток или на запад, то сразу же попадаешь в
сложнейший лабиринт других дворцовых сооружений. Постройкам
и дворикам, кажется, нет числа. Сейчас здесь много указателей, а не
будь их - можно легко заблудиться в бесчисленных, запутанных
переходах, ведущих от одного строения к другому.
"Зал совершенной гармонии" - тронный, он предназначался для
коронования императоров и важнейших государственных церемо ний.
Нарядность, яркость и торжественность этого зала сочетаются
в нем с простотой и ясностью архитектурных форм, до мельчайших
деталей продуманы здесь масштабные, ритмические и композицион
ные соотношения. Например, высокие лакированные красные ко лонны,
образующие 11 пролетов, водружены на семиметровой трехъя русной
мраморной террасе, искусно украшенной резьбой. Она легко
возносит Тронный зал над всеми другими павильонами, тем самым
усиливая его праздничную красоту. Торжественную композицию
этого зала завершает сияющая глазурью золотистая двухъярусная
крыша с плавно изогнутыми углами, опирающаяся на столбы и бал
ки. Против входа, у северной стены Тронного зала, был установлен
императорский трон, украшенный рельефными фигурами драконов.
В "Зал совершенной гармонии" ведет лестница с перилами из
белого мрамора; на лестнице располагались площадки, на которых
расставлено 17 больших треножников, две черепахи и два больших
бронзовых сосуда для возжигания благовоний, а также солнечные и
лунные часы.
.ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД^ КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ 109
Перед Тронным залом возвышался своего рода помост, на кото
ром гражданские и военные чиновники совершали обряд колено преклонения.
|
|