|
Доктор исторических наук В. И. Гуляев в своей книге "Древние
города майя" пишет, что некоторые ученые и эти "дворцы" считали
местом обитания жрецов и отправления религиозного культа. Дру
гие видели в них чисто административные учреждения, третьи на зывали
дворцы "мужскими домами", которые предназначались для
собрания мужчин и обучения молодежи. Четвертые исследователи
приписывали "дворцам" их прямое назначение - служить резиден цией
правителей городов-государств майя. Однако была и пятая группа
ученых, которые пытались опровергнуть точку зрения последних на
том основании, что внутри раскопанных "дворцов" постоянно цари
ли сырость и темнота. Их оппоненты с не меньшим упорством от стаивали
свои взгляды и указывали, что все "дворцы" майя дошли
до нас сильно разрушенными, а как они выглядели на самом деле -
неизвестно.
Прояснить этот вопрос помогли раскопки в майякском городе
Тикаль. Внутри многих дворцов классического периода в истории
майя (350-850-е годы), в наиболее просторных комнатах, археологи
обнаружили каменные скамейки. С помощью циновок, подушек и
тканей эти дворцовые комнаты превращались во вполне удобные
апартаменты.
Конечно, часть помещений служила для хозяйственных нужд,
часть для административных - суд, зал для официальных аудиен
ций, в некоторых залах проводились религиозные обряды и ритуа лы.
Некоторые дворцы древних майя были снабжены дренажной
системой, паровыми банями и очагами. Однако в большинстве слу
чаев хозяйственные комплексы (включая и кухни) располагались за
пределами жилых помещений, хотя и помещались в пределах двор
цового ансамбля.
Каменные дворцы позднеклассического периода истории майя с
их ступенчатыми сводами, массивными стенами, облицованными
изнутри и снаружи белоснежным стуком, с обильными рельефными
украшениями на фасаде являются уже подлинно царскими резиден
"ДОМ ГУБЕРНАТОРОВ" В УПІМАЛЕ
89
циями. В Ушмале были возведены "Дом пророка", "Дом монахинь",
"Дом голубей", "Дом черепахи" и самое импозантное здание в горо
де - "Дом губернаторов".
Выше уже говорилось, что Ушмаль - "Трижды строившийся"
город. О том, когда город покинули в первый раз, исторические
хроники сообщают мало. А вот о том времени, когда он был заселен
второй раз, Майкл Стингл рассказывает следующую легенду.
Неподалеку от Ушмаля поселилась очень могущественная колду нья.
Ей понравились дворцы города, и она захотела, чтобы здесь жил
преданный ей повелитель. До сих пор в этом великолепном городе у
колдуньи не было ни одного друга, и вообще единственными ее подру
гами были змеи.
Чтобы овладеть Ушмалем, колдунья совершила небывалое чудо -
родила сына. Вернее, не родила, а сделала из трав и змеиного яда
яйцо, из которого потом вылупился ее сын. Мальчик быстро мужал и
за год научился всему, что нужно человеку для жизни. Только ростом
он не изменился, остался таким же карликом, каким появился на
свет.
Через несколько лет колдунья послала своего сына к властителю
Ушмаля. Тот с любопытством оглядел маленького гнома и спросил,
что привело его во дворец. И тогда карлик сказал: "Хочу сразиться с
тобой в поединке, чтобы показать, что я сильнее тебя".
Властитель подверг смешного карлика испытаниям, но невзрач ный
на вид смельчак выдержал их. Это очень удивило всех присут ствующих на
состязании зрителей, а властитель Ушмаля был сильно
разгневан. И тогда он приказал карлику сделать то, чего не может
сделать ни один человек на свете: за ночь построить дворец, а не
сможет - голова с плеч.
Но ведь карлик был сыном волшебницы, и проснувшийся утром
властитель увидел великолепное здание, которое стоит в Ушмале и
поныне. Властителю ничего другого не оставалось, как принять дерз
кий вызов карлика. Поединок, на котором присутствовали вся знать
и все жрецы майя, состоялся во дворце. Индейский правитель избрал
|
|