|
своим верхним этажом, в то время как западный - своим длинным
колонным портиком.
Зал, находившийся в западном крыле дворца, ученые условно
назвали "Залом аудиенций", так как там находились трон и скамьи,
идущие вокруг стен и предназначавшиеся, видимо, для придворной
знати. Здесь был и культовый символ власти - двойная секира. О
парадности этого зала свидетельствует и двойной фриз, который
шел через западный портал вплоть до парадной лестницы, ведущей в
верхние этажи. Фрески фриза изображают процессию подданных,
обложенных данью.
Жилые покои царей с их узкими световыми и колонными дво
риками, их обширными залами, светлыми и благоустроенными спаль
нями размещались ниже большого двора.
Разнообразие архитектурных приемов создавало в интерьерах двор
ца сквозные живописные перспективы, широкие окна и многопро летные
входы раскрывали окружающий пейзаж, а колонные порти ки почти стирали
грань между интерьером и внешним миром. Све жий воздух и солнечные
лучи проникали во все помещения через
специальные окна верхнего света, отверстия в сводах и двери.
Архитекторы Крита умели строить в царских дворцах ванные
комнаты, проводить канализацию, систему вентиляции и регулиро
вать подачу теплого и холодного воздуха, поддерживая постоянную
температуру. Для защиты зданий от землетрясений они возводили
эластичные стены, чередуя камень с деревянными вкладышами.
Во дворце было множество переходов, потайных ходов, лестниц,
коридоров, наземных и подземных сооружений. Кажущийся беспоря
док в расположении помещений ученые объясняют сооружением но вых
дворцов над фундаментами прежних, которые были разрушены
землетрясениями, а также пожаром 1380 года до нашей эры.
Артур Эванс и его помощники, расчистив развалины Кносского
лабиринта, обнаружили на его стенах множество прекрасных фресок.
Но изучение их привело к новым вопросам: откуда, например, взялись
изображения элегантных дам в изысканных туалетах, с замысловатыми
прическами, накрашенными губами и кокетливыми улыбками? Иссле
дователи назвали их "парижанками", "дамами в голубом", "придворны ми
дамами". Такие названия им очень подходят, хотя на самом деле
они были, наверное, жрицами, заклинательницами змей или даже бо
Пїнями. У них тончайшие талии, голубые или гранатовые платья с
10 100 ВЕЛИКИХ ДВОРЦОВ МИРА
пышными кринолинами, открытые корсажи, затейливые прически,
перевитые жемчугом... Холеные обнаженные руки, тонкие носы с гор
бинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой... Богатые ор наменты
на критских вазах и фризах дворцов, карминные, лазурные,
смарагдовые и коричневые краски не выцвели и до сих пор.
На одной из росписей критские "артисты", вступая в бой с бы
ками, делали стойку, держась за их рога, и кувыркались над спина ми
бегущих быков. Что это - спорт или культовые обряды? Артур
Эванс попробовал разобраться в технике этих игр, но испанские
тореадоры сказали ему, что на бегу схватить быка за рога и перевер
нуться через его спину при зигзагообразном беге животного - это
выше человеческих возможностей. А для жителей Крита это было
любимой игрой.
В "тронном" зале Кносского дворца на стенах изображены ми
фические грифоны - существа с львиным туловищем, орлиными
крыльями и головой. Они окружены цветущими лилиями и совсем
не кажутся страшными, скорее похожи на беспечных обитателей
райского сада, на ручных декоративных существ. У них длинная
лебединая шея, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завит
ком, с таким грифоном можно играть и резвиться на лугу.
Сказания о чудовищном быке Минотавре возникли, видимо, не
случайно. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фрес
ками: на них, а также на каменных и золотых сосудах постоянно
встречаются изображения быка - иногда мирно пасущегося, иногда
разъяренного, летящего галопом, с которым не то играют, не то
сражаются критские тореадоры. Культ быка был распространен на
острове, но ученые до сих пор затрудняются сказать, какая там была
религия. Среди минойских построек археологи не обнаружили ни
чего, хотя бы отдаленно напоминающего храм.
|
|