|
Синахериба с гор провели канал шириной в 20 метров. Сложенный
из каменных плит, канал этот (длиной более 50 километров) то шел
через тоннель, то пересекал долины по акведуку, стоящему на сплош
ном основании. В одной из найденных надписей ученые прочитали,
что Синахериб щедро одевал и кормил строителей канала.
Древние ассирийские строители отвели русло реки Тебильту от
холма Куюнджик, а на самом холме возвели для царя огромный
дворец. По приказу грозного владыки возвели террасу высотой по
чти в 10-этажный дом, на которой и были построены царский дво
рец, храмы и зиккурат.
Сначала археологи откопали во дворце 27 монументальных пор
талов, рядом с которыми стояли фигуры крылатых быков и львов -
стражей Ассирии. Сам Г. Лэйярд впоследствии, уже в возрасте 70 лет,
в книге о своих приключениях в Персии и Месопотамии писал: "В
центре каждой стены (зала - Н.И.) был огромный вход, который
охранялся быками-колоссами с человеческими головами. Этот заме
чательный зал был не менее 124 футов в длину и 90 футов в шири ну.
Длинные стороны зала были обращены на север и на юг. Зал,
казалось, являл собой центр, вокруг которого были сгруппированы
главные помещения этой части дворца.
Стены зада были полностью покрыты тщательнейшим образом
созданными и обработанными барельефами. К несчастью, все баре
льефы, а также гигантские чудовища у входа в той или иной степе ни
подверглись огню, который разрушил помещение. Однако зна^
чительное число из них сохранилось.
Узкий проход, ведущий из большого зала, открывается в комна ту
240 на 19 футов, от которой отходили два других прохода. Тот,
что выходил на запад, был входом в широкую просторную галерею,
длина которой доходила до 218 футов, а ширина 25 футов.
Это была галерея, соединявшая комнаты с остальной частью
здания".
Несмотря на то, что многое было разрушено, археологи нашли
алебастровые плиты с барельефами, протяженность которых (если
их выложить в одну линию) равнялась примерно трем километрам.
Эти отдельные куски и рассказали ученым о строительстве сказоч
ного царского дворца. Вот Синахериб сам руководит рабочими, ко торые
несут лопаты, везут телеги, груженые канатами и строитель ными
инструментами для транспортировки крылатых колоссов. Другой
барельеф рассказывает о добыче каменной глыбы из каменоломни,
доставке ее в мастерскую художника, который и превращает ее в
скульптуру.
ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ В ДРЕВНЕЙ НИНЕВИИ 33
Доставка глыб из каменоломен производилась на лодках. В кам не
просверливались две дырки, через которые пропускали два кана та, а
третий прикрепляли к лодке. За каждый канат брались группы
людей (по сто человек на один канат), одни из которых шли по
воде, а другие по суше.
Каждая группа одета в костюмы, отличные от костюмов другой
группы. Головы одних украшены шалями с бахромой, а волосы их
падают на плечи длинными кудрями. У других на голове надеты
вышитые тюрбаны, а волосы собраны на затылке. Большинство стро
ителей одеты в короткие туники с длинной бахромой, но есть среди
них и совсем нагие.
Иногда скульпторы приступают к работе прямо на берегу, и
необтесанная глыба постепенно превращается в быка с человеческой
головой. После этого готовую скульптуру переносят в царский дво
рец, вернее, укладывают на сани, похожие на лодку, и тащат их уже
с помощью четырех канатов. Чтобы облегчить труд и ускорить дви
жение, строители подкладывали под сани-лодку ролики, которые
потом постепенно переставляли.
На других барельефах изображено возведение самой платформы.
Царь стоит в колеснице и сам наблюдает за работой. Евнух держит
коней царской колесницы, а слуга поднял зонтик над головой царя.
Рядом с царем - телохранитель, а за ним выстроился целый ряд
воинов с копьями и стрелков из лука.
Возле дворца был разбит большой парк с павильонами и искус
ственными озерами. В своем саду Синахериб собирал редкие породы
деревьев, цветов и животных, которые привозил из побежденных
|
|