Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Юрий Николаевич Лубченков - 100 великих аристократов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 325
 <<-
 
Достигнув Фракии, большая часть наемников поступила на военную службу к 
фракийскому царю Севфу. Царь уже неоднократно вел переговоры с Ксенофонтом, 
возглавлявшим греческое войско. В это время Спарта не желала обострять 
отношения с персами и по их просьбе согласилась выдать уцелевших греческих 
наемников Кира персидскому царю. Была даже сделана, правда неудачная, попытка 
захватить Ксенофонта. В такой ситуации для греков было лучше поступить на 
службу к фракийцу, чем достаться персам. Севф обещал предоставить Ксенофонту 
убежище, если тот подвергнется преследованиям со стороны Спарты, и передать 
часть своих владений в благодарность за помощь в династической борьбе. Свои 
обещания Ксенофонт и его воины выполнили, Севф – нет.

Но политическая ситуация вновь изменилась. Спарта начала войну с Персией. Во 
Фракию прибыли посланцы спартанского командующего Фиброна, чтобы пригласить 
бывших наемников Кира на службу. Под командованием Ксенофонта в то время 
оставалось всего 6 тысяч человек, а сам он собирался ехать в Афины. Он пишет, 
что близкие ему в лагере люди стали просить, чтобы он не уезжал до тех пор, 
пока не отведет и не передаст войско Фиброну. Ксенофонт согласился и довел 
войско из Фракии до Пергама, а затем остался на спартанской службе, так и не 
уехав в Афины.

В 396 году до н э. для руководства военными действиями против Персии в Малую 
Азию прибыл спартанский царь Агесилай. Ксенофонт быстро с ним сблизился и на 
долгие годы стал ему верным другом. Вместе с ним он возвратился в Грецию, когда 
войско Агесилая было переброшено туда из Малой Азии в связи с начавшейся 
Коринфской войной. Ксенофонт участвовал на стороне спартанцев в битве при 
Коронее в 394 году до н э., где спартанцы сражались не только против фиванцев, 
но и против афинян, бывших с фиванцами в союзе. Вернуться на родину Ксенофонту 
так и не пришлось (да, может быть, он и не стремился). Если раньше Ксенофонт 
был добровольным изгнанником, то после битвы при Коронее он был заочно 
приговорен афинянами к изгнанию из отечества. В спартанском войске Ксенофонт 
оставался до конца Коринфской войны, сопровождая Агесилая в походах.

Затем начинается третий, последний, период жизни Ксенофонта. Спартанцы 
отблагодарили его за оказанные им услуги, стоившие ему лишения родины: они 
подарили ему дом и участок земли в местечке Скиллунте в Элиде близ Олимпии. 
Здесь он жил с женой и двумя сыновьями, Гриллом и Диодором, и провел много лет 
вдали от общественной жизни – занимался сельским хозяйством, охотой, 
литературными трудами и принимал друзей. Эта спокойная, идиллическая жизнь в 
очаровательном уголке продолжалась до 371 года до н э., когда во время войны 
между Спартой и Фивами спартанцы потерпели тяжелое поражение при Левктрах, и 
Ксенофонт вынужден был оставить Скиллунт и переселиться в Коринф. В 369 году до 
н э. Афины и Спарта заключили союз между собою, и приговор об изгнании, 
тяготевший над Ксенофонтом, был отменен. Тем не менее на родину он не вернулся. 
Но в 362 году до н э. он послал обоих сыновей в Афины, и они в числе афинских 
всадников участвовали в кавалерийском сражении, которым началась битва при 
Мантинее между спартанцами и афинянами, с одной стороны, и фиванцами – с другой.
 В этом сражении Грилл был убит. Когда известие об этом пришло к Ксенофонту, он 
совершал жертвоприношение. Услышав о гибели сына, он снял с головы венок, но 
когда гонец добавил, что сын его умер смертью храбрых, он снова надел венок и 
сказал: «Я знал, что сын мой смертен».

Ксенофонт еще долго жил после этого в Коринфе, где и умер в глубокой старости 
(не ранее 356 года до н э.).

Он оставил после себя как исторические труды, так и литературные произведения. 
Наибольшее значение среди них имеют «Греческая история» в семи книгах, 
содержащая описание Пелопоннесской войны с 411 по 362 год до н э., «Анабасис», 
где рассказывается о походе греческих наемников в глубь Персии и обратном пути 
домой. В «Киропедии» Ксенофонт развивает взгляд на воспитание идеального 
правителя, а в «Лакедемонской политии» описывает государственное устройство 
Спарты и конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и философские 
сочинения, посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа – 
«Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа». Кроме перечисленных произведений 
он написал еще ряд сочинений по вопросам экономики, военного искусства, по 
устройству хозяйства и быта. Все произведения Ксенофонта в античном мире 
пользовались большой популярностью, а для историков они имеют первостепенное 
значение для изучения истории греческого полиса второй половины V – первой 
половины VI веков до н э.





ЭПАМИНОНД
(ок. 418—362 до н э.
)
Один из величайших греческих полководцев.


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 325
 <<-