Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Вивекананда Свами - Афоризмы йога Патанджали
 [Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
Вивекананда
Свами

Афоризмы йога Патанджали

Свами Вивекананда (1863—1902) принадлежит к великим сынам Индии, которые 
сделали ее философию понятнее для новых поколений индийцев, а также 
представителей совершенно иной, западной цивилизации. Именно благодаря 
деятельности Вивекананды йога обрела свое место в духовном мире современной 
Европы и Америки и начала пользоваться широкой популярностью.







Вступление

Перед тем как приступить к изложению афоризмов Патанджали, рассмотрим один 
важный вопрос, на котором, по мнению йогов, основана вся теория религии. Все 
великие умы мира, кажется, сходятся во мнении, которое притом почти доказано и 
изысканиями, произведенными в области физической природы, что мы представляем 
собою продукт и проявление абсолютного начала, лежащего позади нашего 
настоящего относительного состояния, и что мы идем вперед, чтобы опять 
вернуться к тому же абсолютному. Раз это установлено, является вопрос: которое 
же состояние лучше – абсолютное или это, настоящее?
Многие выдающиеся мыслители держатся мнения, что мы суть проявленные частицы 
недифференцированного существа и что это наше дифференцированное состояние выше 

абсолютного. Так как в абсолютном не может быть никаких качеств, то они 
представляют себе, что оно должно быть бесчувственным, оцепенелым, безжизненным,

 что только жизнь, какою мы ее знаем, способна доставить наслаждение и что 
поэтому мы должны дорожить именно ею. Чтобы судить о правильности такого 
взгляда, необходимо познакомиться с другими решениями вопроса о жизни. 
Существует старое мнение, что человек после смерти остается тем же, чем был 
здесь, что все его хорошие стороны минус дурные остаются навсегда. Рассуждая 
логически, это значит, что назначение человека – этот мир; тот же мир, но 
степенью выше и освобожденный от зла, называют небом. Эта теория, в сущности, 
вздор и ребячество, так как она утверждает невозможное. Не может быть добра без 

зла или зла без добра. Жить в мире, где все хорошо и нет ничего зло-то, значит 
то, что санскритские логики называют «грезить наяву».
В последнее время некоторые школы выставили другую теорию, именно что 
назначение человека все более и более совершенствоваться, постоянно стремиться 
вперед, никогда не достигая цели. Это положение, по-видимому очень изящное, 
также нелепо, потому что нет такой вещи, как движение по прямой линии. Всякое 
движение происходит по кругу. Прямая линия, бесконечно продолженная, обращается 

в круг. Поэтому мысль, что назначение человека есть движение все вперед и 
вперед, никогда не останавливаясь, – абсурд.
Замечу, хотя это и не относится к предмету, что высказанная мною сейчас истина 
объясняет этическую теорию, согласно которой не следует ненавидеть, а должно 
любить, потому что здесь совершенно то же, что и в случае электричества или 
всякой другой силы, относительно которых новейшая теория говорит, что сила 
выходит из динамо и завершает круг назад к динамо. То же и со всеми силами 
природы: они необходимо возвращаются к своему источнику. Поэтому не ненавидьте 
никого, так как та сила, та ненависть, которая исходит от вас, впоследствии 
неизбежно вернется к вам. Если вы любите, любовь вернется к вам, заканчивая 
круговое обращение. Несомненно, что всякая капля ненависти и всякое побуждение 
любви, исходящие из сердца человека, сполна возвращаются к нему, и ничто не в 
силах остановить их.
Теория вечного движения вперед не может быть принята и по другой практической 
причине, потому что разрушение есть удел всего земного. Все наши стремления, и 
надежды, и страхи, и радости, к чему ведут они? Конец всех нас в смерти. Ничто 
так не верно, как это. Где же тогда это движение по прямой линии, это 
бесконечное совершенствование? Оно проходит только некоторое расстояние и опять 

возвращается к центру, от которого начало движение. Посмотрите, как из 
туманности образуются солнце, луна и звезды, затем разрушаются и обращаются 
опять в туманность. То же самое делается везде. Растение берет материал от 
земли, разлагается и отдает его назад. Всякая форма в этом мире образуется из 
окружающих атомов и обращается в те же атомы.
Не может быть, чтобы один закон действовал различно в разных сферах. Закон есть 

однообразие. Это безусловно верно. Если это закон природы, то он также и закон 
мысли; мысль разложится и вернется к тому, из чего произошла. Хотим мы или нет, 

мы должны вернуться к нашему началу, которое называется Богом, или Абсолютом. 
 
 [Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-