Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Йога :: Свами Вивекананда :: Вивекананда Свами - Афоризмы йога Патанджали
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-
 
пределом нашего знания и мы придем к агностицизму. Но тогда какое основание 
верить свидетельству чувств? Если рассудок есть все, он не позволяет нам 
останавливаться и перед отрицанием чувств. Я готов назвать настоящим агностиком 

только того человека, который стоит молча на улице и умирает. Если же он 
агностик во всем, кроме денег, славы и известности, он только обманщик. Кант 
старался доказать, что мы не можем проникнуть за страшную мертвую стену, 
называемую рассудком; но это и есть та идея, против которой главным образом 
восстает вся индусская мысль. Эта мысль осмеливается искать и успевает найти 
нечто высшее, чем рассудок, то, в чем находим единственное объяснение нашего 
настоящего состояния. В поисках этого нечто и состоит истинное изучение того, 
что переносит нас за пределы этого мира. «Ты наш Отец, и Ты возьмешь нас на ту 
сторону океана неведения!» – это наука религии; ничто другое не может быть ею.



Глава 1
Сосредоточение. Его духовное значение


1. Вот объяснение сосредоточения.


2. Йога есть удержание материи мысли (читта) от облачения в различные образы 
(вритти).


Афоризм этот требует объяснения. Мы должны понять, что такое читта и что такое 
вритти. У меня есть глаза, но не они видят. Отнимите мозговой центр, 
находящийся в голове, – глаза останутся, ретина цела, изображение налицо, и 
все-таки глаза не будут видеть. Следовательно, глаза составляют только 
второстепенный инструмент, а не орган видения. Орган видения находится в 
нервном центре мозга. Двух глаз и нервного центра, однако, также еще 
недостаточно. Иногда человек спит с открытыми глазами, свет и изображение 
налицо, но необходима еще третья вещь: сознание должно быть соединено с органом.

 Глаз есть только наружный инструмент, и нам нужен еще мозговой центр и участие 

сознания. Экипажи катятся по улице, а вы не слышите их. Почему? Потому что ваше 

сознание не соединено с органом слуха. Итак, во-первых, есть инструмент, затем 
орган и, в-третьих, сознание, соединенное с этими двумя. Сознание вбирает в 
себя впечатление глубже и передает его определяющей способности – буддхи, 
которая реагирует, и вместе с этой реакцией возникает идея о своем «Я». 
Впечатление и реакция представляются затем пуруше, настоящей душе, которая в 
этом соединении и воспринимает предмет. Органы (индрии) вместе с сознанием 
(манас), определяющей способностью (буддхи) и сознанием своего «Я» (ахамкара) 
образуют группу, называемую антахкарана (внутреннее орудие). Они суть только 
различные процессы в материи сознания, называемой читта. Волны мысли в читте 
называются вритти (буквальный перевод «вихрь»). Что такое мысль? Мысль есть 
сила, как притяжение и отталкивание. Она поглощает из бесконечного запаса силы 
в природе. Орудие, называемое читта, представляет собою часть этой силы, и 
когда эта часть выделяется, она называется мыслью. Эта сила доставляется нам 
посредством пищи; из пищи тело извлекает силу движения и прочие более тонкие 
силы, из которых затем выделяет то, что называется мыслью. Итак, мы видим, что, 

хотя сознание и кажется разумным, оно, в сущности, неразумно. Почему? Потому 
что разумная душа позади него. Только
вы
– разумное существо, сознание же – только орудие, посредством которого вы 
познаете внешний мир. Возьмем эту книгу; как книга она не существует вне нас; 
то, что существует вне нас, неизвестно и непознаваемо. Существует причина, 
дающая толчок сознанию, а сознание отвечает реакциею. Если камень брошен в воду,

 вода реагирует в форме волн. Действительная вселенная есть причина реакции 
сознания. Формы книги, или слона, или человека вне нас нет; все, что мы знаем, 
есть наша умственная реакция на внешние воздействия. Материя есть «постоянная 
возможность впечатления», сказал Джон Стюарт Милль. Она есть только воздействие 

извне. Возьмем для примера устрицу. Вы знаете, как образуется жемчужина. Зерно 
песка или другого твердого тела попадает внутрь устрицы и начинает ее 
раздражать, и устрица выделяет вокруг песчинки род эмали, которая и образует 
жемчужину. Вся вселенная есть, так сказать, наша собственная эмаль, а 
действительная вселенная – песчинка. Обыкновенный человек никогда не постигнет 
ее, потому что, пытаясь постигнуть, он выделяет эмаль и видит только свою 
собственную эмаль. Теперь мы знаем, что разумеется под вритти. Сам человек 
позади сознания; сознание – только орудие в его руках, и это его разумная 
личность, что проглядывает через сознание. Только когда
вы
стоите позади сознания, оно становится разумным. Когда человек оставляет его, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 43
 <<-