Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Разные Учебники :: КОНФЛИКТОЛОГИЯ - Учебное пособие
<<-[Весь Текст]
Страница: из 207
 <<-
 
2
     
        1 Кант И. Соч. в 6 Т.- М, Т. 6. - С. 266.
     2 Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 
1983. – С 546.
     
     Однако достижение этого идеала связывалось в марксизме с применением 
массового насилия в виде непримиримой борьбы пролетариата с буржуазией, 
социалистической революции, вооруженного восстания, гражданской войны и 
диктатуры пролетариата. Поэтому именно эта формы социальных конфликтов 
марксизме разработаны наиболее детально. Следуя учению Маркса, Ленин и его 
соратники создали развернутое учение о движущих силах социалистической 
революции, искусстве подготовки и проведения вооруженного восстания, методах 
осуществления диктатуры пролетариата в целях ликвидации правящей элиты во главе 
с царской фамилией, а также дворянства, духовенства, буржуазии, кулачества, 
разнообразных «врагов народа», «инакомыслящих» и т. п. Революционное насилие 
было для Маркса и его последователей главным методом разрешения социальных 
конфликтов, а реформы, компромиссы — лишь его побочным продуктом.
     В своем последующем развитии теория конфликта постоянно опирается на 
исходные идеи о природе конфликта, высказанные выдающимися мыслителями 
древности, Средневековья и Нового времени. Так, современная конфликтология, 
используя эти идеи классической философии, тек или иначе придерживается двух 
основных концепции человеческой природы.
     Одни ученые, руководствуясь идеями Руссо. Маркса, утверждают, что человек 
есть существо рациональное, а всплески агрессии и жестокости возникают как 
вынужденная реакция на жизненные обстоятельства. По их мнению, человеческое 
сознание и психика формируются прижизненно под влиянием конкретных социальных 
условий. Они считают, что реформы и совершенствование социальных институтов 
приведут с неизбежностью к уничтожению конфликтов и войн.
     Другие утверждают изначальную иррациональную природу человека, для 
которого насилие и агрессия являются природными и естественными. Следуя 
установкам Т. Гоббса, развитым в трудах Ф. Ницше (1844—1900) и 3. Фрейд 
(1856-1939), сторонники этой концепции рассматривают агрессивные проявления в 
поведении человека как патологию и отклонение в его природе, а как естественное 
состояние, диктуемое его природой. По их мнению, именно поэтому, стремясь к 
вечному н последнему миру, человечество неизбежно возвращается к войне.
     Однако, несмотря на плодотворность идей о природе конфликта, высказанных 
классической философией, в изучении сущности конфликта вплоть до конца XIX в. 
имелись существенные недостатки:
     1. конфликты рассматривались лишь в самом общем плане, в связи с 
философскими категориями противоречий и борьбы, добра и зла, как всеобщее 
свойство не только социального, но и природного бытия;
     2. специфика социальных конфликтов в целом не исследовалась, давалось лишь 
описание отдельных видов социальных конфликтов: в экономике, политике, культуре,
 психике;
     3. исследовались преимущественно лишь конфликты макро – уровня, между 
классами, нациями, государствами, а конфликты в малых группах, внутриличностные 
конфликты оставались вне поля зрения ученых;
     4. общие черты конфликта как феномена социальной жизни не исследовались, в 
связи с чем не было и самостоятельной теории конфликта, а следовательно, и 
конфликтологии как науки.
     В качестве самостоятельной дисциплины конфликтология сложилась лишь к 
середине XX в., выделившись из двух фундаментальных наук: социологии и 
психологии.
     Развитие
     конфликтологии 
     в рамках
     социальной науки
     В социологии общая концепция социального конфликта стала складываться в 
конце XIX — начале XX в. в работах немецких ученых Макса Вебера (1864—1920) и 
Георга Зиммеля (1858 — 1918). Они доказали, что конфликты являются неустранимой 
частью социальной жизни. Для социологического подхода в отличие от философского,
 предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких 
специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных,
 интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода 
представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, «живыми». Хотя 
взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были 
неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной 
жизни и необходимость их конкретно-социологического анализа.
     По мысли М. Вебера, общество представляет собой совокупность групп, 
различающихся своим статусом. Поэтому их интересы расходятся, что и порождает 
социальные конфликты. Всякие надежды на возможность их устранения из жизни 
общества иллюзорны. Нужно признать неизбежность существования на этой земле 
вечной борьбы одних людей против других.
     Однако интересы людей не только расходятся, но в какой-то мере и совпадают,
 что создает основу для баланса сил, достижения социального консенсуса. И хотя 
конфликты не могут быть вовсе устранены из социальной жизни, это не означает, 
что она характеризуется постоянной нестабильностью.
     Г. Зиммель в своей книге «Конфликт современной культуры» (1918) и ряде 
других своих работ исходил из того, что существующее в обществе множество 
эгоистических групп тем не менее не изолированы друг от друга, а наоборот, 
тесно связа
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 207
 <<-