Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Социология и Социальная работа :: П.Романов, Е.Ярская-Смирнова - Дискурсивное поле этничности в учебных изданиях по социальной работе и социальной политике
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
издательских компаниях Москвы и Санкт-Петербурга, 21 издание имеет гриф – 
рекомендацию, выданную авторитетной организацией, оказывающей ключевое влияние 
на образовательную политику (УМО или Минобразования России).
     
Невидимые различия
     Весь корпус учебной литературы по итогам анализа можно условно разделить 
на четыре группы по степени присутствия категории этничности в учебном тексте. 
К первой группе мы отнесли те издания, которые умалчивают об этничности. Таких 
изданий оказалось 16, причем среди них были и те, которые, должны были бы 
содержать аспекты этнографической специфики изучаемого феномена, судя по 
представленным в Госстандарте дидактическим единицам (в частности, издания по 
социальной геронтологии и социальной политике). Проблематика управления в 
социальной сфере тоже в разрезе этничности никак в учебной литературе не 
раскрывается. Хотя учебник «Социальный менеджмент»5 содержит интересующие нас 
коды, например, «традиции», и в структуре книги есть отдельный параграф 
«Традиции как объект и средство социального менеджмента» (С.146-151), это 
понятие раскрывается исключительно в аспекте традиций производственного 
коллектива.
     Отсутствие символов этничности является признаком, по которому можно 
классифицировать материал. Умолчание может быть расценено либо как 
идеологически нейтральная, либо как слепая идеологическая позиция. В пользу 
первой стратегии можно привести идею Малахова относительно того, что 
«средоточие политик культурного плюрализма в демократическом обществе образует 
не поощрение «диалога» между этнолингвистическими и этноконфессиональными 
группами, а формирование общего коммуникационного пространства, которое по 
своей природе надэтнично»6. В самом деле, целый ряд аспектов образования по 
социальной работе не требуют никакого специального акцента на этнических 
различиях, что можно увидеть в целом ряде проанализированных пособий7.
     Вместе с тем, некоторые учебные пособия демонстрируют слепую 
идеологическую позицию, хотя разрабатывают этнически чувствительную тематику, 
ввиду исторически сложившихся отношений неравенства между доминирующими 
этническими группами и меньшинствами. В постсоветском контексте необходим 
пересмотр формата обсуждения, сложившегося в царской, в последующем – советской 
традиции, где  российское представлено как синоним русского (пример такой 
традиции – формирование концепта «единая общность советский народ»).  В 
условиях постсоветской демократизации возникли и развиваются такие исторические 
исследования, где различия и взаимовлияния этнических традиций перестают быть 
фигурой умолчания. Слепота здесь заключается в игнорировании культурного 
многообразия, несбалансированной репрезентации какой-либо одной (как правило, 
доминирующей) религии, культурной традиции. Отсутствие этнического разнообразия 
в этом случае означает негласное символическое закрепление властных позиций 
доминирующей группы. В частности, учебное пособие по истории социальной работы8 
представляет довольно типичный метанарратив, который способствует формированию 
монокультурной профессиональной идентичности: здесь эволюция общинной, 
церковной и государственной социальной поддержки, начавшись со славян-язычников,
 в течение дальнейшего периода вплоть до социалистической революции наблюдается 
по делам православной церкви и монастырей. Никаких культурных различий в связи 
с этничностью или конфессией не просматривается и в ходе советской истории 
социального обеспечения.
     
Этничность в постраничной сноске    
     Во вторую группу вошли те образцы учебной литературы, где категория 
этничности не выделяется в качестве темы структурной единицы текста – раздела, 
параграфа, главы, – но затрагиваются ее понятийные области. В нашей выборке 
оказалось 12 таких изданий.
     В учебном пособии «Социальная работа с осужденными»9 нет специальных 
разделов, в которых бы раскрывалось смысловое поле этничности. Однако, в главу 
«Социальная работа с осужденными в пенитенциарных учреждениях» включен параграф 
«Педагогические аспекты социальной работы в исправительном учреждении», где на 
24 страницах излагаются соображения по религиозной программе деятельности 
попечительского совета как одной из форм социальной работы с заключенными (С.
126-151). Индивиды и группы, являющиеся объектом внимания социального работника,
 мыслятся здесь как субъекты теологических категорий, этим обусловлен и 
специфический характер дискриминации в религиозной сфере: говорится здесь 
исключительно о роли христианской церкви в воспитательной работе с осужденными. 
Между тем, в начале учебного пособия авторы утверждали, что социальный работник 
обязан «стремиться, чтобы все люди имели свободу выбора и доступа к необходимым 
им средствам и услугам» (С.57), а также, что «в соответствии с конституционными 
положениями нормы уголовно-исполнительного кодекса не устанавливают каких-либо 
ограничений для осужденных в зависимости от пола, расы, национальной 
принадлежности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения,
 имущественного положения» (С.37). 
     В учебном пособии Л.Е.Никитиной «Социальная педагогика»10 дается 
оптимистическая картина этнических конфликтов, которые, по мнению автора, 
несмотря на прогнозы аналитиков, не приняли массового характера, за исключением 
чечено-российского военно-политического конфликта. Автор полагает, что 
сдерживающими причинами явились следующие: «наглядный пример Чечни, 
национально-религиозная индифферентность большей части населения, 
результативность интернационального воспитания ряда старших поколений, 
самосохраняющее поведение здравомыслящих людей, которых большинство, память о 
великой победе над фашизмом во Второй мировой войне, вклад в которую внесли все 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-