Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: А.А ПОСКРЯКОВ :: ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КРЕАТИВНОСТЬ
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
   Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной 
подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в разных 
сферах человеческой жизнедеятельности при сохранении в системе динамического 
единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение 
нового при соблюдении закона преемственности. 
   Центральной проблемой креативной психологии является проблема теоретического 
и экспериментального обоснования механизмов, форм и способов психологического 
раскрепощения творческого потенциала личности и обеспечения психологического 
комфорта для продуктивной творческой деятельности. 
   Творческая деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность 
в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются 
различные точки зрения, в том числе противоположные. Вольтер полагал, что если 
бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по 
деревьям и питались бы желудями”. Г.В.Ф. Гегель считал, что потребность в новом 
есть сущностная характеристика “социального человека”. Однако известна и та 
точка зрения, согласно которой основным смыслом жизнедеятельности человека 
является самосохранение, поддержание своего существования именно через 
культивирование самоограничения, незаметности, кротости (“блаженны кроткие”). 
Вместе с тем, в современной науке признается за очевидность то, что любая 
система, для которой преобладающей является ориентированность на стабильность, 
в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.
   Внесистемная детерминация и будирование творческого импульса, редуцируемого 
системным меньшинством, предполагает наличие своеобразных протоинституций 
(нормативных ниш), обеспечивающих жизненное внутрисистемное пространство для 
этого творческого меньшинства, а именно для тех, кого именуют девиантами, т.е. 
субъектами как нонконформистского поведения (принципиального, манифестируемого 
отклонения), так и аберрантного поведения (целесообразного, но маскируемого 
отклонения). 
   На внесистемный (контркультурный) характер направленности на “новое” 
обращали внимание ещё древние римляне, заметившие, что интерес к новому 
проявляли, как правило, не свободные граждане, а “чернь”. В. И. Вернадский 
как-то подчеркнул, что “носителями нового на протяжении всей истории 
человечества были изгои общества”. Кроме того, известна точка зрения, согласно 
которой научный поиск, может быть сама ориентация на новое является причиной 
психических стрессов, т.е. признается, что рациональность как психологическая 
интенция может быть и пагубной, разрушительной для творца. Предельно заостряет 
эту проблему Н.А. Бердяев, когда подчеркивает, что научность есть рабство духа 
у низших сфер бытия, неустанное и повсеместное сознание власти необходимости, 
зависимости от мировой тяжести. Научность есть лишь одно из выражений утери 
свободы творческого духа. В этом смысле «научность» глубоко симптоматична: чем 
больше «научности», тем меньше творчества1.
   Творческое сознание, являясь сферой нестандартного, может быть определено 
как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, психологические 
установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, 
институциональной, нормативной и т.д. трансформации того или иного объекта. 
   Творческое сознание характеризуется следующими параметрами: а) преобладанием 
ориентации на инновационную деятельность по сравнению со стандартной; б) 
наличием шкалы новативности; в) устойчивой (но не чрезмерной) мотивацией; г) 
творческими потребностями; д) творческими замыслами. Творческое сознание 
выступает регулятором творческого поведения. При этом между типами творческого 
поведения (активного, среднего, пассивного) и типами сознания прямой корреляции 
нет. Их противоречивое столкновение может происходить, например, из-за 
противоречий между интересами творца и интересами группы. 
   В креативной психологии отмечается следующая зависимость: у более опытных 
работников ориентация на новое ниже, чем у менее опытных (проблема 
“предпочтительности” дилетанта). М. Вебер отмечал, что идея дилетанта с научной 
точки зрения может иметь такое же значение, как и открытие специалиста. 
Согласно «алгоритму креативности» механизм зарождения гениальной и самой 
банальной идеи один и тот же – это механизм «проб и ошибок».  Видимо, 
мастерство творческой личности должно включать в себя и способность к так 
называемому синектическому “остранению”, т.е. умение увидеть в привычном, 
обыденном нечто нестандартное, “странное”. Или, наоборот, умение “превратить” 
самую неожиданную фантазию (бредовую идею) в нечто очевидное, само собой 
разумеющееся,  а в иных ситуациях и умение “прикинуться невеждой” перед другими 
и, что особенно интересно, перед самим собой. 
   Однако не следует забывать, что творческое озарение и кропотливый труд, как 
правило, идут рядом друг с другом. Вместе с тем, известно, что всякая 
творческая работа сопровождается известным риском: придёт вдохновение или нет? 
Можно быть хорошим ученым или инженером и не сделать ни одного значимого 
открытия, не создать интересного технического изобретения. 
   Творческая готовность сознания зависит от того, какие эмоциональные и 
мотивационные состояния проблемная ситуация вызывает у человека. Повышение 
мотивации (как и ситуация избыточного комфорта) приводит к повышению творческой 
активности лишь до какого-то предела. Это наблюдение используют для обоснования 
индетерминистского характера творчества. Многое здесь действительно зависит от 
случая. Например, по словам академика В. Гинзбурга2, Макс Фон Лауэ был вполне 
квалифицированным физиком, однако его идея о дифракции рентгеновских лучей в 
кристаллах была тем, что немцы называют “Bieridee” («пивной идеей»). Здесь 
можно вспомнить и известные пушкинские строки: «Не продается вдохновенье, но 
можно рукопись продать». Кроме того, как заметил А. Жид, чтобы иметь 
возможность свободно мыслить, надо иметь гарантию, что написанное не будет 
име
 
 [Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-