Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: А.А ПОСКРЯКОВ :: ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КРЕАТИВНОСТЬ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
ь последствий. 
   Таким образом, креативность предполагает наличие некоторой 
«институциональной терпимости» в обществе и подчас сопровождается своеобразным 
эффектом «результативной избыточности» (пресыщенности, ненужности, ненаказуемой 
внесистемности, или даже «юродивости»), который в итоге, однако, должен быть 
снят.
   Творческая культура личности во многом зависит от уровня развития ее 
творческих способностей. Здесь нужно отметить, что существуют, как минимум, три 
основных подхода к проблеме творческих способностей:
   Первый подход. Как таковых творческих способностей нет. Но в качестве 
необходимого (хотя и недостаточного) условия творческой активности личности 
выступает интеллектуальная одарённость. Главную роль в детерминации творческой 
активности играют мотивы, ценности, личностные черты.
   Второй подход. Творческая способность (креативность) является 
самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более “мягком” варианте 
эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности 
(инновативности) есть незначительная корреляция.
   Третий подход. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий 
уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как 
специфической формы психической активности нет.
   Некоторые исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме 
творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть 
личности, обладающие определённой мотивацией и психическими чертами.
   Творчество есть выход за пределы заданного. Но это негативное определение 
творчества, тогда как первое, что бросается в глаза – это сходство в поведении 
творческой личности и человека с психическими нарушениями. В связи с этим 
существуют две точки зрения: талант – это максимальное здоровье, и талант – это 
болезнь.
   Традиционно вторую точку зрения связывают с именем итальянского психиатра Ч. 
Ломброзо, который, хотя никогда не утверждал о том, что существует прямая 
зависимость гениальности и безумия, вместе с тем приводил примеры именно в 
пользу этой гипотезы: он считал, что седина и облысение, худоба тела, плохая 
мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто 
встречается и у великих мыслителей. Мыслителям, наряду с сумасшедшими, 
свойственны, как он полагал, постоянное переполнение мозга кровью, сильный жар 
в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая 
чувствительность к голоду и холоду. Ч. Ломброзо характеризует гениев как людей 
одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди 
них много наркоманов и пьяниц. Гениальный человек болезненно чувствителен, 
плохо переносит колебания погоды. У него бывают резкие спады и подъёмы 
креативности. Вывод: гений и безумие могут совмещаться в человеке. 
   Можно выделить следующие черты творцов-инноваторов:
1) независимость: когда личностные стандарты важнее стандартов группы, когда 
налицо нонконформизм оценок и суждений;
2) открытость ума: готовность поверить своим и чужим фантазиям;
3) высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, 
конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно 
немотивированному удовольствию;
5) часто в этом ряду упоминают также уверенность в своих способностях и силу 
характера, а также 
6) смешанные черты женственности и мужественности в поведении, что отмечают не 
только психоаналитики, но и генетики.
   Возможно, к этим типичным чертам творцов следует добавить и отсутствие 
прямых меркантильных интересов в исследовательской инновационной деятельности.3 
В конечном счете, мерой интеллектуальной активности служит интеллектуальная 
инициатива, понимаемая именно как продолжение мыслительной деятельности за 
пределами ситуативной заданности, не обусловленное ни практическими нуждами, ни 
внешней или субъективной оценкой работы4.  
   Психологи, занимающиеся исследованиями проблем творчества, отмечают 
одновременное сочетание подобных характеристик лишь у незначительного числа 
представителей относительно гомогенных (профессиональных, демографических, 
образовательных и т.д.) социальных групп. Как правило, доля таких творцов в 
общей численности группы не выше опять же 10-12%.
    Творческая культура личности определяется также степенью развития 
способности к творческому и критическому мышлению.
   Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие 
принципиально нового решения задачи. Критическое же мышление представляет собой 
проверку предложенных решений с целью определения области их возможного 
применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а 
критическое выявляет их недостатки. Понятно, что для эффективного решения 
творческих задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно, 
ибо критическое мышление часто является помехой для творческого мышления, и 
наоборот.
   Если вы хотите мыслить творчески, то вы должны научиться предоставлять своим 
мыслям полную свободу и не направлять их по определённому руслу. Это называется 
свободным ассоциированием. Человек говорит всё, что приходит ему в голову, 
каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование сначала 
использовалось в психотерапии, а сейчас применяется и в групповом решении задач,
 получившем название “мозгового штурма”.
   В дальнейшем технология “мозгового штурма” успешно сочеталась с 
синектическим методом. Суть синектики состоит в то
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-