Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Инноватика :: А.А ПОСКРЯКОВ :: ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И КРЕАТИВНОСТЬ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
  
 
, чтобы сделать не знакомое 
- знакомым, а привычное – чуждым. Этот эффект достигается с помощью четырёх 
типов операций:
1) отождествления самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, 
например, с какой-нибудь частью механизма, деталью машины;
2) поиска сходных явлений и процессов в совершенно иных, часто неожиданных 
областях знания и практики;
3) использования поэтических образов и метафор для формулирования задач;
4) фантастической аналогии, при которой проблема решается как в  сказке: 
игнорируются фундаментальные законы природы.
   Повышение творческой культуры личности предполагает формирование умения 
преодолевать препятствия, которые могут возникнуть на пути творческого мышления.
 Например, следующие:
1) конформизм – желание быть похожим на других людей; человек боится высказать 
необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным;
2) цензура (в особенности внутренняя, или чересчур высокая самокритичность); 
люди, которые боятся собственных идей, как правило, не бывают инноваторами; 
необходимо некое равновесие между одарённостью и самокритичностью, ибо слишком 
придирчивая самооценка может привести к творческому тупику;
3) страх: боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу;
4) ригидность; это затруднённость в изменении способов деятельности в 
нестандартных условиях; 
5) стремление найти решение новой задачи немедленно; но чрезмерно высокая 
мотивация часто способствует принятию неадекватных, ложных решений.
   Следует учитывать и препятствия критического мышления:
1) опасение быть слишком агрессивным; известно, что некоторые из нас ещё с 
детства усваивают мысль о том, что критиковать – значит быть невежливым;
2) боязнь возмездия; критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику 
своих идей; 
3) такая боязнь порождает ещё одно препятствие – переоценку собственных идей – 
мы неохотно делимся тем, что нам нравится;
4) чрезмерная стимуляция творческой фантазии; это также снижает критичность.
   Критическое мышление, для которого конечная цель носит конструктивный 
характер, следует отличать от критической установки, деструктивной по самой 
своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради самой критики 
имеет скорее психоэмоциональный характер, чем собственно познавательную цель. 
   Творческое мышление, генерирующее новые знания, зависит от уровня 
профессионализма инноватора, его способности к систематическому получению новой 
информации, психологической направленности не на адаптацию, а на развитие, на 
поиск нового.
   Повышение творческой культуры личности наряду с обязательным ее нравственным 
совершенствованием способствует становлению подлинно гуманного общества, 
раскрывающего для каждого человека путь к свободному созиданию Культуры. 
1 См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: 1989.
2 См.: Гинзбург В.Л. О науке, о себе и о других. - М.: Наука, 1997, с.189.
    3 Любопытную закономерность установили психофизиологи, изучавшие, правда, 
поведение не людей, а мышей. Но какая-то аналогия здесь возможна: около 15% 
подопытных мышей-самцов, когда их запускают в лабиринт, ищут отсек не с 
кормушкой или с самкой, а с совершенно бесполезными вещами; они начинают их 
обнюхивать, облизывать, поворачивать. Короче, ведут себя как настоящие 
исследователи! Причем, самое поразительное, что именно у этой группы 
зафиксирована более высокая сопротивляемость болезням и повышенная 
продолжительность жизни. 
  
4 См.: Богоявленская Д.Б. Исследование проблем психологии творчества. М.: 1983, 
с.191.
??

??

??

??

1


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3