Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: Разная около-историческая литература. :: 2. Рэймонд БАКЛЕНД - ЦЫГАНЕ. ТАЙНЫ ЖИЗНИ И ТРАДИЦИИ. Ч. 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-
 
по часовой стрелке. Наконец, она переворачивает изображение лицом вниз, 
покрывает его землёй, топает по нему ногой и уходит. Решение будет принято в 
течение суток.
   Плевки – элемент многих цыганских заклинаний. В чудесном старом фильме 
«Золотые серьги» (с Марлен Дитрих и Рэем Милландом) героиня Дитрих плюёт 
несколько раз «на счастье» или при выполнении каких?то конкретных действий. 
Ближе к началу фильма она возносит молитвы «духам земли и воды», после чего 
плюёт. (Для съёмок в этом фильме Марлен Дитрих специально изучала жизнь цыган и 
некоторое время провела в их таборе. Она сама выбрала себе настоящий цыганский 
костюм, отвергнув голливудские варианты. В фильме одну из ролей играет цыган 
Мервин Вай, он же исполняет в нём песню.)
   Якшами («якша») в индийском фольклоре называются духи полей, лесов, рек и 
так далее. Это очень древние, доведические существа, нечто вроде фей. Якши 
предпочитают селиться в деревенском дереве – главном священном дереве общины. 
На ветви этого дерева вешают гирлянды, у подножия кладут крошечные светильники, 
лепёшки и другие подношения. Цыгане до сих пор почитают деревья, а некоторые 
даже следуют древним ритуалам.
   Согласно традиции, если цыган решает жениться на девушке?гауджо, то ей 
позволяют стать членом племени – если, конечно, дадут согласие старейшины; но и 
в этом случае к ней всегда будут относиться как к пришлой, и она никогда не 
станет близким членом семьи. Но если цыганка выходит замуж за парня?гауджо, то 
она оставляет племя и живёт с ним; мужчин в цыганское племя не принимают 
никогда. Помню в Шропшире цыганская семья была весьма взволнована, когда 
племянница одного из старейшин влюбилась в гауджо. Её двоюродные и троюродные 
братья решили не допустить «вмешательства» постороннего. Никто не хотел, чтобы 
девушка ушла из семьи.
   Пуридаи (глава женской половины семьи) почувствовала, что ради всеобщего 
блага нужно как?то действовать. С девушкой говорили многие старейшины племени, 
но она была непоколебима, желая выйти замуж только за гауджо. Тогда пуридаи 
решила, что нужно заставить этого парня разлюбить девушку. Каким?то образом 
раздобыли пучок волос её возлюбленного. От юбки девушки отрезали кусок ткани.
   Волосы парня завернули в эту ткань и перевязали свёрток красным шёлком. 
Через двенадцать часов шёлк размотали и сожгли. Пуридаи взяла свёрток и 
медленно поднялась с ним на вершину холма. Там она постепенно развернула ткань, 
поворачиваясь лицом на все стороны света. При этом ветер разнёс волосы по всем 
направлениям. Когда все волосы сдуло, пуридаи встряхнула ткань, после чего 
опустилась на колени и сожгла её.
   Несколько дней цыганская девушка была безутешна, узнав, что её парень?гауджо 
неожиданно уехал, даже не попрощавшись с ней. Ему якобы предложили хорошую 
работу в далёком городе, и он настолько обрадовался, что отправился туда не 
раздумывая. Племя цыган переехало в другое место, а вместе с ними и девушка. 
Два года спустя она вышла замуж за троюродного брата, и они образовали 
прекрасную цыганскую семью.
   Один мой приятель, пошрат, как и я, рассказал мне о том, как он два года жил 
вместе с цыганской семьёй. Они странствовали по дорогам и разбивали лагерь в 
разных местах. Это было после Второй мировой войны, когда традиции стали уже 
исчезать. Места для ночёвок, или «ачин?тан», найти было трудно. Фермеры обычно 
не разрешали им селиться на своей земле; многие деревенские жители не хотели, 
чтобы рядом с ними останавливались цыгане. Но, как он мне говорил, при этом они 
испытывали не такие уж большие неудобства, как это могло показаться. Цыгане 
любой ачин?тан могли сделать удобным для жилья. Они могли остановиться у 
обочины дороги и переночевать под нависшими ветвями деревьев, сделать стоянку у 
деревенской свалки или даже в болотистых землях, которые никого не интересовали.
 Где бы они ни останавливались, сказал мне этот человек, всё окружение как бы 
свидетельствовало о том, что они сделали правильный выбор.
   Далеко не сразу мой приятель понял, в чём тут дело. Он рассказал об этом 
старому цыгану по имени Клифф, и тот ответил: «Причина проста: об этом 
заботится Матти».
   Матти звали шувани племени. Она была старухой – моему другу казалось, что ей 
лет девяносто, – но отличалась отменным здоровьем. Маленькая и худая, Матти всё 
ещё держалась прямо. Когда она говорила, все окружающие внимательно её слушали. 
Она курила старую трубку, как это свойственно многим цыганкам. Услышав вопрос, 
она некоторое время задумчиво выдыхала дым и только потом отвечала. Когда 
повозки ставили на ночлег, старая Матти делала из веток веник и подметала им 
землю по направлению из центра лагеря, то есть от вардо. Клифф сказал моему 
другу, что она выметает «уаффеди», то есть нечистоту, зло. Как бы дело ни 
обстояло на самом деле, сказал мой друг, старая Матти обладала способностью 
превратить любое место в уютный, благоустроенный лагерь. – Один цыган сказал 
мне, что мы сами творцы своей удачи. Другими словами, вам не может повезти 
просто так, вы сами стремитесь сделать так, чтобы вам повезло. В жизни цыган 
много примеров того, когда они стараются обеспечить себе удачу. Например, когда 
мужчина приобретает новую куртку или рубашку, он обязательно сразу же надевает 
её, застёгиваясь на все пуговицы, даже если не собирается носить эту одежду 
прямо сейчас. Таким образом он обеспечивает себе удачу.
   Так же и женщина: когда у неё появляется новый шарф, или дикло, она тут же 
повязывает его на шею. После этого она может снять его и сложить, чтобы надеть 
позже.
   Аналогично поступают и с другими предметами гардероба.
   Что касается удачи, то не рекомендуется выметать мусор из дома после захода 
солнца. Цыгане охотно верят в разного рода духов и полагают, что эти духи 
появляются после наступления темноты. Следовательно, неблагоразумно и даже 
безрассу
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 23
 <<-