Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Китая :: Сидихменов В.Я. - Маньчжурские правители Китая.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 132
 <<-
 
ории. Преклонение перед 
древностью составляло квинтэссенцию этико-политического учения Конфуция: 
идеализация прошлого, культ древности должны были играть роль идеального 
будущего. Он призывал вернуться к какой-то золотой патриархальной старине, к 
какому-то легендарному, давно минувшему веку благоденствия, когда народ шел 
безропотно за своим правителем, наделенным небом мудростью и титанической силой 
укрощать природную стихию.
      Современному миру, погрязшему в пороках, мудрец противопоставлял «золотой 
век», во время которого страной правили легендарные правители. Апелляция к 
«золотому веку» стала символом китайской цивилизации. По убеждению Конфуция, 
искоренение пороков в обществе возможно только при возврате к идеализированным 
порядкам прошлого.
      В основе духовного воспитания в феодальном Китае лежало изучение 
классических конфуцианских книг, написанных или составленных Конфуцием и его 
последователями. Они считались священными во всех слоях общества и на 
протяжении более чем двух тысячелетий были канонами, по которым велось 
воспитание и обучение во всех школах Срединного государства.
      Смысл, язык и стиль этих классических книг были чрезвычайно трудными для 
понимания, поэтому тексты сопровождались многочисленными комментариями, без 
которых вообще невозможно их читать. Такие комментарии, написанные в разные 
эпохи, по-разному трактовали содержание канонов.
      Для получения выгодной чиновничьей должности нужно было сдать 
государственные экзамены, которые проводились в три тура: уездные — на первую 
ученую степень, сюцай; провинциальные — на вторую ученую степень, цзюйжэнь, и, 
наконец, столичные — на третью (высшую) ученую степень, цзиньши.
      Чтобы успешно сдать государственные экзамены, требовалось знание наизусть 
конфуцианских книг и умение написать философское сочинение в стиле багу.
      Что же такое стиль багу? Это восьмичленное сочинение, состоявшее из 
восьми разделов, строго ограниченных числом иероглифов: 1) тема; 2) разъяснение 
темы; 3) основные положения сочинения; 4) подход к изложению; 5) начало 
изложения; 6) середина изложения; 7) конец изложения; 8) заключение.
      Два главных раздела сочинения, содержавших изложение основной идеи 
трактуемого канона, должны были состоять из четырех положений. Каждое из них 
заключало в себе тезис и антитезис, причем требовалось, чтобы фразы, в которых 
излагались эти противопоставления, точно соответствовали друг другу ритмически 
и синтаксически.
      «Тема» включала две фразы, раскрывающие основное содержание сочинения. 
«Разъяснение темы» излагалось в трех-четырех фразах; здесь формулировалась цель 
сочинения. В разделе «Основные положения сочинения» предварительно в общих 
чертах передавалось содержание всей работы. «Подход к изложению» связывал 
первые разделы с изложением самой темы. И только четыре последних раздела 
представляли собой сочинение, как таковое.
      Для наглядного представления о восьмичленном сочинении приведем одно из 
них с некоторым сокращением.
      1.  Тема. Удельный князь Цзыгун спросил Конфуция: «Предположим, есть 
такой человек, который обладает безграничным милосердием и силой, благодаря 
чему он в состоянии оказать помощь любому, кто в ней нуждается. Что бы вы 
сказали о таком человеке? Может ли он быть назван человеколюбивым?» Конфуций 
ответил: «А правильно ли употребляется слово «человеколюбие»? Должно ли 
человеколюбивого считать святым человеком?»
      2.  Разъяснение темы. Приведенные слова Конфуция означают, что 
человеколюбивый в подлинном смысле этого слова не в состоянии обладать 
безграничным милосердием и силой, как предполагает Цзыгун. Безграничное 
милосердие и силу не может иметь никто, а только святой. Вот почему Конфуций, 
отвечая на вопрос Цзыгуна, сказал: «Должно ли человеколюбивого считать святым 
человеком?»
      3. Основные положения сочинения. Слово «человеколюбие» применимо к такому 
человеку, который по всем своим признакам удовлетворяет всем требованиям 
человеколюбия. Но если этому слову придать слишком большой смысл, то истинные 
признаки человеколюбия могут быть отнесены только к такому человеку, который 
обладает ими. Вопрос Цзыгуна вызван его горячим желанием проявить все свои 
способности, чтобы человеколюбивый был бы в состоянии Даровать мир и 
благополучие своему поколению. Конфуций, отвечая Цзыгуну по поводу оценки 
человека, способного обладать безграничным милосердием, указал, что такую 
большую силу и большое милосердие могли иметь только несколько святых людей 
древности, вроде правителей Яо и Шуня. Цзыгун считал, что достижение 
человеколюбия невозможно. Он полагал, что лишь тогда будет успешно развиваться 
человеколюбие, когда симпатиями человека будут пользоваться все люди и живые 
существа. Но Цзыгун забыл, что благодеяния и добродетели снизошли на нас с 
давних времен и что существует различие между обыкновенными смертными и святыми,
 наделенными большой силой, вроде правителей Яо и Шуня.
      4. Подход к изложению. Его священное величество, нынешний глава 
государства, защитник своего народа, думает о его нуждах. Наступит «золотой 
век», когда ни один человек но будет страдать от нужды. Безграничное милосердие 
и сила, о которых говорил Цзыгун, могут быть достоянием только правителя. Может 
ли человеколюбивый достичь таких качеств? Слова Цзыгуна поистине звучат странно.

      5. Начало изложения. В Поднебесной каждый мужчина и каждая женщина, 
которым небо даровало плоть и душу, должны в радости и горечи чувствовать мою 
заботу. Получая от меня помощь, никто не должен испытывать чувство страдания. 
Таким путем я выполню долг человеколюбия, и оно не будет для меня каким-то 
отдаленным.
      Предположим, я проявлю сострадание к моим близ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 132
 <<-