Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Китая :: Сидихменов В.Я. - Маньчжурские правители Китая.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 132
 <<-
 
первоначальной чистоте. 
Учение это неизменно — само небо создатель его. Я сам только уподобляюсь 
земледельцу, который бросает зерно в землю и поливает ее, но который сам по 
себе не имеет силы заставить посеянное зерно пустить ростки и принять формы 
растений иного рода».
      Многие китайские историки и социологи отмечали большую приверженность 
китайцев к старине. «На протяжении целых тысячелетий, — писал китайский 
социолог Шэнь Найчжэн в 1924 г., — лицо Китая было обращено к прошлому. Китайцы 
видели идеальный золотой век в древнем прошлом, когда, по их предположениям, 
народ был просвещеннее и устойчивее в моральном отношении и когда политические, 
экономические и социальные условия вполне соответствовали умственному и 
нравственному уровню народа. Китай настойчиво стремился к тому, чтобы возможно 
ближе подойти к этому идеализированному им положению вещей, и к достижению этой 
цели он в течение веков направлял все свои усилия».
      Понятно, что в таком рассуждении китайская старина идеализируется и 
рассматривается вне классовых позиций. Старину пытался законсервировать прежде 
всего господствующий класс в стране, исходя из своих классовых интересов. И тем 
не менее культ старины глубоко проник в сознание различных классов и сословий 
Китая.
      5) Верность (синь). Верность подданного, основанная на покорности и 
искренности по отношению к правителю, является неотъемлемым элементом 
этико-политического учения Конфуция.
      Сыновняя почтительность (сяо). Согласно конфуцианскому учению, существует 
пять основных видов взаимоотношений между людьми: 1) императором и чиновниками; 
2) отцом и сыном; 3) старшим братом и младшим братом; 4) мужем и женой; 5) 
между друзьями. Среди этих пяти видов основных взаимоотношений между людьми 
главное место отводится сыновней почтительности.
      Будучи перенесенной из семьи на государство, почтительность к родителям 
расширялась до культа покорности народа императору. Китайская нация 
рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой (одновременно!) 
был император. В феодальном Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь — 
отец и мать народа». Всем членам этого «большого семейства» предписывалось 
проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность.
      Кто же мог овладеть «пятью добродетелями?» Ими мог овладеть «благородный 
человек» (цзюнь цзы). Ему отводилась роль идеального и наглядного примера для 
подражания, учителя, наставника народа, образца добропорядочности.
      И хотя «благородный человек» оценивался прежде всего по его моральным 
качествам, однако он не мыслился в отрыве от государственной службы, 
административной деятельности. Он отождествлялся с благородным чиновником, 
сановником, вплоть до самого правителя.
      Чтобы стать «благородным человеком», нужно было обладать определенными 
знаниями духовной культуры предков (вэнь). Это открывало широкие возможности 
для чиновничьей карьеры. «Благородный человек», по существу, олицетворял собой 
господствующие классы китайского общества.
      На другом полюсе китайского общества стоял «ничтожный человек» (сяо жэнь) 
— так Конфуций называл простолюдинов, уделом которых был тяжелый физический 
труд, создание материальных благ для жизни всех классов и сословий общества.
      Если «благородный человек» наделялся всеми лучшими качествами, отвечал 
всем требованиям человеколюбия (жэнь), то «ничтожный человек» был синонимом 
всего отрицательного, что встречалось в людях. Он думал лишь о себе, об 
удовлетворении своих потребностей, данных от природы. Долг же «благородного 
человека» — заботиться о совершенстве морали и добродетели, ценить и поощрять 
справедливость и честность. Ему не к лицу помышлять о хлебе и пахотном поле — 
это удел «ничтожного человека».
      «Ничтожный человек» также мог стать «благородным» путем 
самоусовершенствования, путем приобщения к духовной культуре предков (вэнь), 
потому что не богатством оценивается человек, а нравственностью, потому что по 
изначальной природе все люди равны. Однако в жизни «ничтожный человек», т. е. 
мужик, крестьянин, в силу бедности и жестокой эксплуатации, не мог овладеть 
духовной культурой предков (вэнь).
      Конфуцианство пыталось решать социальные проблемы не экономическими 
средствами, а с помощью морализаторских поучений и строжайшего соблюдения 
этических догм.
      По учению Конфуция, знатные люди мудры и самим небом наделены властью; 
простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить своих 
благородных господ — таковы исходные классовые посылки его этико-политического 
учения. А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их 
следует воспитывать в духе покорности. Идея покорности пронизывает все его 
учение, сын подчиняется отцу, жена — мужу, нижестоящий чиновник — вышестоящему, 
а все вместе — правителю. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» 
(чжун).
      Конфуций понимал, что в обществе существует социальное неравенство, 
деление людей на высших и низших, богатых и бедных. Но как покончить с 
несправедливостью на земле? Этого можно достичь, оказывается, путем 
морально-этического воспитания людей, независимо от их социального положения, 
путем внутреннего совершенствования личности; если угнетатель и угнетенные, 
эксплуататор и эксплуатируемые, правитель и его подданные будут придерживаться 
установленных морально-этических принципов, следовать примеру легендарных 
правителей Яо, Шуня и Юя, то на земле восторжествует гармония и справедливость.
      Эти этические категории Конфуций обосновывал, ссылаясь на древность, 
которую он отождествлял с «золотым веком» китайской ис
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 132
 <<-