Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: Айзек Азимов - Ближний Восток. История десяти тысячелетий
 [Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-
 
Айзек Азимов
Ближний Восток. История десяти тысячелетий
      

       OCR Любитель истории
       «Азимов А. Ближний Восток. История десяти тысячелетий»: Центрполиграф; М.
; 2006
       ISBN 5952411355
       Оригинал: Isaac Asimov, “The Near East: 10 000 Years of History”, 1968
       Перевод: Б. Э. Верпаховский
      
Аннотация 
      
      В этой книге собраны ценнейшие научные данные об истории, политике, 
религии, науках, искусстве, сельском хозяйстве и ремеслах народов, живших на 
территории Среднего Востока (обозначение стран Ближнего Востока вместе с Ираном 
и Афганистаном). Вы получите полное и подробное представление о зарождении, 
развитии, расцвете и гибели могущественных цивилизаций шумеров, аккадян, 
амореев, халдеев, персов, македонян, парфян, арабов, тюрок, иудеев.
      
Айзек АЗИМОВ
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
      
      
История десяти тысячелетий

      
Глава 1. ШУМЕРЫ
      
Первые земледельцы
      
      
      Приблизительно 9 тыс. лет назад человечество столкнулось с большими 
переменами.
      В течение многих тысяч лет люди добывали пищу там, где могли ее найти. 
Они охотились на диких животных, собирали плоды и ягоды, искали съедобные 
корешки и орехи. Если им везло, то удавалось выжить. Зимы всегда были голодным 
временем.
      Постоянный участок земли не мог прокормить много семей, люди были 
рассеяны по планете. За 8 тыс. лет до н. э. на всей планете проживало, вероятно,
 не более 8 млн. человек — примерно столько же, сколько в современном большом 
городе.
      Затем постепенно люди научились сохранять пищу впрок. Вместо того чтобы 
охотиться на животных и убивать их на месте, человек научился беречь их и 
заботиться о них. В специальном загоне животные плодились и размножались. 
Человек убивал их время от времени для пропитания. Так он получал не только 
мясо, но и молоко, шерсть, яйца. Он даже заставил некоторых животных работать 
на себя.
      Таким же образом, вместо того чтобы собирать растительную пищу, человек 
научился сажать растения и ухаживать за ними, получив уверенность, что плоды 
растений окажутся под рукой, когда они ему понадобятся. Более того, он мог 
высаживать полезные растения с гораздо большей плотностью, чем встречал их в 
диком состоянии.
      Из охотников и собирателей получились скотоводы и земледельцы. Те, кто 
занимался скотоводством, должны были все время находиться в движении. Животных 
нужно пасти, а это означало, что время от времени необходимо было искать свежие 
зеленые пастбища. Поэтому скотоводы становились кочевниками, или номадами (от 
греческого слова, означающего «пастбище»).
      Земледелие оказалось более сложным делом. Посев должен был проводиться в 
нужное время года и нужным образом. За растениями приходилось ухаживать, 
сорняки — выпалывать, животных, травивших посевы, — отгонять. Это была нудная и 
тяжелая работа, которой недоставало беззаботной легкости и меняющихся 
ландшафтов кочевой жизни. Люди, работавшие сообща весь сезон, должны были 
оставаться на одном месте, ибо они не могли оставить без присмотра посевы.
      Земледельцы жили группами и строили близ своих полей жилища, которые 
жались друг к другу, для того чтобы защищаться от диких животных и набегов 
кочевников. Так стали возникать маленькие городки.
      Культивация растений, или сельское хозяйство, позволяла прокормить на 
данном участке земли гораздо больше людей, чем было возможно при собирательстве,
 охоте и даже скотоводстве. Объем продовольствия не только кормил земледельцев 
после сбора урожая, но и позволял запастись едой на зиму. Стало возможным 
производить так много пищи, что ее хватало земледельцам, их семьям и другим 
людям, которые не работали на земле, но снабжали земледельцев вещами, в которых 
те нуждались.
      Некоторые люди могли посвятить себя изготовлению глиняной посуды, 
инструментов, созданию украшений из камня или металла, другие становились 
жрецами, третьи — солдатами, и всех их приходилось кормить земледельцу. 
Деревушки росли, превращались в большие города, и общество в таких городах 
становилось достаточно сложным, чтобы позволить нам говорить о «цивилизации» 
(самый этот термин происходит от латинского слова, означающего «большой город»).

      По мере того как система обработки земли распространялась, а человек 
уч
 
 [Весь Текст]
Страница: из 92
 <<-