Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Путь Воина (Буси-До) :: Психология боевых искусств. :: Гагонин С.Г., Гагонин А.С. - Психотехника рукопашной схватки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
тельном сиянии.
     Если понимание  духовной  основы  Эллады  невозможно  без погружения  в
сложившийся в Гомеровский период (11 - 8 вв. до н. э.) и  преломленный через
сохранившиеся образцы др.  греческой литературы цикл мифов,  то материальные
условия, почву греческого чуда охарактеризовать значительно проще.
     Вероятно, первым  брошенным камнем стало распространение  в 9-8 в.в. до
н.э. по всему Средиземноморью железа. В процессе вызванной  им экономической
революции крупные  землевладельцы  из среды родовой  аристократии  устраняют
власть  вождей  -  царей  по  всей  территории  Эллады.  Параллельно с  этим
происходит   окончательное  оформление  городов-государств   -  полисов  как
политических, торговых и культурных центров и великая колонизация - освоение
древними греками Средиземноморья - берегов Сицилии и Италии по преимуществу.
     Об уникальности греческого  полиса говорит хотя бы тот факт, что утрата
им индивидуальности  после победы Македонии знаменует гибель античной Греции
и в первую очередь - ее искусства. Афины, Спарта, Фивы, Аргос, Коринф, Милет
и  Эфес  в  Малой  Азии  -  таковы  наиболее  крупные города -  государства.
Особенностью их было ограничение количества граждан  -  не более  нескольких
десятков  тысяч человек, но, как  правило,  - значительно  меньше-  с  одной
стороны  и  политическое  самоуправление  этого коллектива  -  с другой. Что
сохранение  естественных  границ полиса  -  как правило  это были крепостные
стены - и относительно постоянной численности его населения  были первейшими
условиями  его  существования,  -  об  этом,  пожалуй,  ярче  всего  говорит
восприятие города  в сознании эллина - полис представлялся живущим по  своим
законам организмом. В зависимости  от справедливости  его управления он  был
либо  прекрасным,  как совершенное  человеческое  тело  - платиновый  эталон
единицы измерения в  греческой эстетике  - либо  безобразен,  как  жаба.  Не
случайно  поиск  справедливости  в  человеке   Платон  начинает  с  создания
идеального  государства  как  доступного  для  исследования  более  крупного
аналога человека.  Вообще,  во все одушевляющем сознании  эллина  мироздание
проживало наподобие гигантской матрешки со всеохватывающим природу, полис  и
человека как свои уменьшенные проекции космосом.
     Именно с политической атмосферой полиса многие ученые связывают феномен
греческого  чуда.  Демократическую  форму  правления,  которая  как  правило
определяла  эту  атмосферу и  обеспечила  невиданное  ни для  Востока ни для
варварского  Запада раскрепощение  личности,  Аристотель характеризует двумя
признаками: сосредоточением власти в руках большинства и свободой. (Политика
1310а 29-30) . "Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы
сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем  другим. Называется
этот  строй демократическим,  потому  что  он  зиждется  не  на  меньшинстве
граждан, а  на большинстве их. По отношению  к частным интересам законы наши
представляют равноправие для всех...Мы живем свободною политическою жизнью в
государстве   и  не   страдаем  подозрительностью   во  взаимных  отношениях
повседневной жизни;  мы не  раздражаемся,  если  кто делает что-либо в  свое
удовольствие и не показываем  при этом  досады, хотя и безвредной, но все же
удручающей другого. Свободные от всякого принуждения в  частной жизни, мы  в
общественных  отношениях не  нарушаем законов больше  всего из  страха  пред
ними,  и повинуемся лицам, облеченным властью в данное  время, в особенности
прислушиваемся ко всем тем законам, которые существуют на пользу обижаемым и
которые, будучи не  писанными, влекут общественный позор " говорит Перикл  в
1-м томе "Истории" Фукидида.
     Определяющим  моментом  в  проявлении  культурно-религиозного  феномена
родины спорта стала свобода  перемещения граждан из  одного полиса в другой.
Плутарх,  характеризуя это явление заметит: "...Из самых разумных  и  мудрых
людей ты найдешь немногих, которые женились у себя на родине, большинство же
без принуждения с чьей-либо стороны, подняв якорь, отправили в плавание свою
жизнь и переселились одни в Афины, другие  из Афин". (Плут. Об изгнании) Как
и  любые другие  живые  существа,  каждый  из  полисов был уникален в  своей
индивидуальности,  но,  как и любые  другие  живые существа, они  были  лишь
элементами  некоего  объемлющего  их  полотна.  Такие   разные  в  отношении
традиции,   культурного  уровня  и  внешних  связей,  все  греческие  полисы
связывались   одним  языком,  одной  религией   и  одной  свободой.  И  если
колонизация Малой  Азии, начавшаяся примерно в  1000 году  до н.э., подарила
нам  греческий эпос, начало уникальнейшей философии и первые плоды науки, то
Великой   колонизации  8-6  в.в.  до   н.э.  мы  обязаны  появлением  самого
прекрасного  в  мире  младенца   -  культуры,  в  бездонных  глазах  которой
причудливым  образом  сочетались  сакральные  тайны Востока,  странные  игры
чистого разума и ювелирный эстетический вкус грека.


1.2. Особенности греческого мировосприятия

     
     " Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет среди
эллинов  старца ",- говорит египетский жрец у Платона. Наверное, детскость и
была наиболее характерной  особенностью эллина - не инфантильность человека,
для  которого  не существует истинного хода  событий, но именно  детскость -
способность  кататься на  коньках по хрупкому  льду и  с  беззаботным смехом
любоваться холодной бездной черной смерти, готовой вот-вот разверзнуться под
ногами.  Далеко  остались и  пронизанное солнечными  лучами  зеркало моря, и
вышедшие из  его  пены боги на  фризе прибрежного храма. Они  отвернулись от
своих отражений, но Боже, с каким безразличием фиксируют их  неуменьшающиеся
изваяния
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-