Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Никонорова (Петровичева) Ю.В. - Арт-терапевтическая методика "Карта эмоций"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
другой маршрут, добавлять различные средства преодоления препятствий, изменять 
размер, цветовую гамму или сами символы, вносить новые эмоции и чувства). 

Если у клиента на определенном этапе возникает желание полностью перерисовать 
карту, необходимо предоставить ему такую возможность. Иногда это не приносит 
ожидаемого результата, т.е. новая карта почти полностью повторяет прежнюю. 
Вероятно, человек стремится изменить свое миропонимание, взгляды, жизненную 
позицию, сложившуюся ситуацию и/или ее восприятие, но не может найти путей 
(способов) достижения цели. Таким образом, художественная продукция подводит 
автора к осознанию потенциальной проблемы, с которой необходимо работать в 
дальнейшем. 

На этапе коллективной работы происходит обмен эмоциональным и творческим опытом,
 что позволяет расширить границы межличностного взаимодействия, установить 
новые контакты. Создание обстановки доверия, эмпатии, принятия способствует 
самоутверждению, снятию внутренних барьеров. Бережное отношение к творчеству 
друг друга в процессе совместных действий приводит к сближению участников 
группы и созданию положительного эмоционального фона. 

В контексте диагностики психологу следует обратить внимание на следующие 
графические показатели: размер, цветовую гамму и выбор участником места для 
изображения своего эмоционального состояния (в центре – претензии на лидерство; 
с краю – отверженность). Необходимо также анализировать рисунки, расположенные 
рядом. Если человек работает отдельно от всех, скорее всего это указывает на 
уход от общения, взаимодействия, возможно, стремление к одиночеству. В процессе 
совместных действий (при создании общей карты) важно проследить динамику 
взаимоотношений в группе, характер взаимодействия, способы коммуникации между 
участниками арт-терапевтического процесса. 

Порой различные эмоции и чувства изображаются с помощью общеизвестных символов. 
К примеру, чувство любви – в виде красного или розового сердца, чувство радости 
– в виде улыбки, чувство печали – в виде слез. Такой выбор может 
рассматриваться как сниженный эмоциональный уровень личности. В этом случае 
велико влияние социальных стереотипов, научения. Это в большей степени 
характерно для детей и тревожных личностей, поскольку для них большое значение 
приобретает оценка. 

В работе с этими категориями клиентов лучше использовать другой вариант данной 
техники. 

Отличие заключается в том, что участники изображают эмоции и чувства на карте в 
виде пятен различного цвета. Такой способ уменьшает сознательный контроль, 
снимает эмоциональную напряженность, вызванную страхом из-за отсутствия 
художественных способностей, а также способствует проявлению спонтанности, 
эмоционального и творческого самовыражения. Отметим, что в этом варианте 
методики отсутствует этап коллективной работы. 

После вербализации участникам предлагается вырвать из карты цветные пятна, 
символизирующие эмоции, которые мешают им в жизни (работа выполняется пальцами, 
ножницами пользоваться нельзя), и поступить с ними как захочется. Их можно 
порвать, смять, сжечь, выбросить или уничтожить каким-то другим способом. Далее 
на отдельных листочках изображаются чувства, которые возникли после избавления 
от гнетущего эмоционального состояния, и приклеиваются затем на место вырванных 
пятен. Эта работа обладает большим терапевтическим потенциалом. Поскольку в 
процессе изобразительного творчества происходит актуализация переживаний как 
более раннего, так и текущего опыта человека, которые запечатлеваются в 
создаваемой им художественной продукции, а также трансформация эмоционального 
состояния на символическом уровне. 

Приведем в качестве примеров несколько иллюстраций. 

Рис. 1 выполнен девушкой 23 лет, которая к моменту занятия находилась в 
состоянии депрессии из-за ссоры с молодым человеком. Изображение ландшафта она 
начала с болота разочарования и опустошения, расположив его в центральной части 
листа. Оно выделено цветом, жирными резкими линиями с сильным нажимом; видны 
также попытки обвести, ограничить его площадь линиями и равниной равнодушия 
(инкапсуляция). Несмотря на его небольшие размеры, скорее всего именно эти 
эмоции наиболее значимы для автора в данный момент. Кроме того, в процессе 
рисования автор неоднократно возвращался к этому символу. Все остальные объекты 
были нарисованы в той последовательности, в которой они представлены в рассказе.
 

«Перед вами карта внутреннего мира многих людей и меня в том числе. Это очень 
интересная, удивительная, загадочная страна. Ландшафт ее разнообразен. Здесь 
есть море и суша, равнины и горы, леса и поля. Я часто оказываюсь в этом 
государстве. Мое путешествие обычно начинается с айсберга непонимания. Далее, 
пройдя по равнине равнодушия с огоньками боли на ней и через пустыню тоски, 
преодолев вулкан гнева, я попадаю в болото переживания. Его трясина затягивает, 
и когда кажется, что выбраться уже не удастся, перед моими глазами появляется 
пик надежды. Поднявшись на него, я прыгаю в море любви, волны которого выносят 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-