Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Арт-терапия :: Никонорова (Петровичева) Ю.В. - Арт-терапевтическая методика "Карта эмоций"
<<-[Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-
 
Жанр описания можете выбрать по собственному усмотрению. Это может быть рассказ,
 сказка или презентация. Подумайте, кто может попасть в эту страну, и что для 
этого нужно, какие места вы советовали бы посетить, а куда бы не пустили. 

3. Этап вербализации. 

Участники по желанию показывают свои рисунки, рассказывают об изображенных на 
них картах и читают истории. 

Вербализация ставит клиента в активную позицию, способствуя тем самым более 
глубокому осознанию собственных переживаний, их взаимосвязи между собой. 
4. Коллективная работа. 

На данном этапе участники создают общую карту группы. 

Инструкции: 
o Изобразите на общем листе бумаги ваше эмоциональное состояние в данный момент.
 
o Зарисуйте свободное пространство листа так, чтобы получилась карта 
внутреннего мира группы. Договоритесь о содержании и способах изображения. 
o Покажите маршрут или маршруты путешествия по этой стране. 
o Придумайте историю этого государства, опишите его, дайте название. 

5. Заключительный этап. Рефлексивный анализ. 

Присутствующие обмениваются чувствами и ассоциациями, которые возникли в 
процессе создания общей карты. Делятся впечатлениями, полученными в ходе всего 
занятия. Обсуждают особенности индивидуальной и совместной работы. Отмечают, в 
каком случае они чувствовали себя более комфортно. Для этого можно попросить 
участников сопоставить эмоции, изображенные ими на этапе настроя, с теми, 
которые были нарисованы на карте группы. Кроме того, это позволяет проследить 
динамику эмоционального состояния человека в ходе занятия. 
Комментарии.
Данную методику можно использовать на любом этапе арт-терапевтического процесса.
 

Техника имеет большой диагностический потенциал. Информативными показателями 
выступают размер, расположение и цветовая насыщенность символов. Они 
свидетельствуют о силе и глубине эмоций, о значимости их в жизни человека. Так, 
центральное положение может указывать на преобладающее в жизни или доминирующее 
в данный момент эмоциональное состояние, возможно, вызванное сложившейся 
ситуацией, а также на чувства, в которых автор работы испытывает потребность. 

Следует обратить внимание на общее число образов, соотношение эмоций разного 
знака, а также на тщательность их прорисовки и количество затраченного времени. 
Несмотря на индивидуальность создаваемых символов, можно отметить некоторые 
возрастные особенности их использования. Так, например, в рисунках лиц 
юношеского возраста часто можно встретить изображение лишь одного чувства – 
любви, которое занимает все пространство листа. 

Безусловно, важно обратить внимание на линию маршрута: направление (слева 
направо – устремленность в будущее, справа налево – в прошлое), не включение 
некоторых объектов в маршрут, что может говорить о стремлении к избеганию этих 
эмоций, либо к их сознательному контролю, а также о характере продвижения 
маршрута (непосредственно через объект или рядом с ним – показатели глубины 
переживания эмоций, формы эмоционального реагирования). 

Иногда человек не может ни избежать неприятного чувства, ни пережить его. На 
карте это обычно отображается неоднократным возвращением линии маршрута к этому 
чувству. Частота обращений к одному и тому же объекту может быть вызвана и 
позитивными эмоциями. В таком случае человек стремится заново пережить это 
эмоциональное состояние. Начало пути обычно означает самопрезентацию личности, 
то есть то, каким человек старается выглядеть в социуме. О степени открытости 
автора говорит свободный вход и выход из страны, их множественность или 
отсутствие «глухой» границы (когда она «стирается» в процессе рисования 
частично или полностью). В случае изображения нескольких маршрутов, необходимо 
уточнить, по какому автор прошел бы сам, а какие предлагает «гостям». При 
несовпадении психологу следует в корректной форме выяснить его причины. 

Встречаются случаи, когда вместо карты эмоций получается изображение какой-либо 
ситуации, проблемы, наиболее значимой для человека в данный момент. Возможно, 
таким образом он пытается найти выход из сложившейся ситуации, «увидеть» 
проблему, систематизировать свои мысли и найти решение. 

Особенностью данной техники является и то, что ее терапевтическое воздействие 
не ограничивается рамками одного занятия. Неоднократное обращение к карте 
эмоций на протяжении всего арт-терапевтического цикла позволяет отслеживать 
динамику эмоциональных проявлений клиента, фиксировать произошедшие изменения, 
находить новые пути самореализации. При этом не обязательно проводить отдельное 
занятие, можно лишь вносить изменения в уже созданную карту (прокладывать 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 4
 <<-